Найти в Дзене

Казнить нельзя помиловать: как судили животных в Средние века

Обвинить петуха в колдовстве? Подать в суд на крысу? Отлучить от церкви и приговорить к изгнанию пиявок? Не такие уж странные по меркам средневекового права казусы.

Почему суды над животными были нормой средневековой юстиции, каков процент оправдательных приговоров в отношении животных и как такие процессы повлияли на современное положение животных, рассказала аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Университета Лобачевского, член Совета молодых юристов Нижегородской области Юлия Чайка.

В современной науке уже достаточно давно ведется спор: животные – субъект права или все же объект. В действующем российском праве мы не можем привлечь животное к ответственности, а вот в Средневековье это было обычной практикой.

Судебные процессы над животными известны с XIII века. Животные рассматривались, как существа, способные отвечать за свои действия. Им даже выдвигались обвинения, далее они подлежали аресту и заключению под стражу. Исход был практически всегда одинаковым – животных ждала казнь. Она, как правило, проходила в присутствии народа в публичном месте. При этом животное было облачено в человеческую одежду.

Самые известные судебные процессы над животными

В городе Фалез свинья напала на сына местного каменщика. Сын её укусов не пережил. Свинью арестовали и назначили бесплатного адвоката, он помочь не смог и всё закончилось казнью. За этим действием должны были наблюдать все остальные свиньи этого города, чтобы не нарушали закон.

-2

Животные по разным причинам оказывались на эшафоте, костре или виселице.

«Такие показательные процессы над животными были призваны служить двум основным причинам: первое – это, конечно же, устрашение, и животных, и в назидания хозяевам, чтобы более тщательно следили за своей скотиной. И второй момент – это вера Средневековья во всё демоническое, сверхъестественное», – объясняет Юлия.

Один из известных случаев был связан с петухом в Швейцарии. Помимо того, что петух снёс яйцо, в нём ещё и не оказалось желтка. Считалось, что из яйца, которое снесет петух и высидит жаба, родится василиск и одно его присутствие будет способно уничтожить население целого города. Суд решил, что петух виновен. Жабу, которая должна была пособничать петуху, найти не удалось.

-3

Еще одной жертвой веры в дьявола стал несчастный волк. В окрестностях городка в Германии хищник повадился воровать скот у местных жителей. Они решили объяснять это так: недавно в этом городе умер мэр, который был редкостным мерзавцем, мэр воскрес, принял облик оборотня и теперь мстит местным горожанам за всё. Фермер выкопал яму, замаскировал её и, в качестве приманки, использовал курицу. Ловушка сработала, там жизнь волка и оборвалась. Но не закончился судебный процесс. Волку прочитали приговор и повесили его на горе Нюрнберг. Чуть позже волка поставили в местную городскую ратушу, чтобы доказать всем скептикам, что оборотни существуют.

Средневековому праву известны не только индивидуальные судебные процессы, есть и процессы коллективные. И если в индивидуальных процессах чаще всего всё заканчивалось смертной казнью, то в коллективных процессах самым страшным приговором было изгнание с определенной территории.

Так, например, в Стельвио мышей вызвали на заседание, обвинив в том, что те портят посевы. Адвокат напомнил судьям, что мыши вынуждены были совершать свои преступления, так как испытывали нужду и тяготы. Прокурор заметил, что грызуны причинили достаточно большой экономический ущерб крестьянам и их следует изгнать без права вернуться. Но суд учёл смягчающие обстоятельства и дал две недели всем больным, беременным и старым мышам задержаться на этой территории.

-4

Но так работало не всегда. В Лозанне местный суд приговорил окрестных пиявок к изгнанию, предписав им покинуть территорию города. Но пиявки продолжили пить кровь местных жителей. Тогда епископ Лозанны отлучил их от церкви. А это было страшнее любого изгнания.

Точно так же во Франции местный епископ отлучил от церкви долгоносиков, которые портили посевы. Светский суд пытался трижды с ними договориться, но долгоносиков такой вариант не устроил. И епископ тогда, помимо того, что отлучил их от церкви, провёл в честь них Крестный ход и проклял. Поэтому долгоносики теперь не имеют права на покаяние в день Страшного суда.

Также есть исключение, которое произошло в XVI веке в Бургундии. Местных крыс обвинили в порче городского зерна. В суд они не явились. Адвокат заявил, что каждую крысу нужно было пригласить в суд в личном порядке. Суд назначил специальных государственных служащих, которые ходили по амбарам и зачитывали грызунам повестки. Крысы снова никуда не явились. И тогда адвокат сказал, что животные боятся местных кошек. Суд обязал всех местных жителей на время суда удалить всех кошек с улиц и, в случае, если от действий кошки пострадает хотя бы одна крыса, назначить той денежный штраф. Иск крысам был отозван, стороны претензий друг к другу не имели.

Ценность такого многообразия судебных процессов в том, что из этой практики сформировалось множество различных концепций. Люди впервые задумались: а как именно следует рассматривать животное?

Во всём этом можно отыскать и зерно здравого смысла. Средневековая юриспруденция хотя бы пыталась уравнять людей и животных в судебной защите. Конечно, суды исходили из ложной посылки, приписывая животным сознательность, которой нет. Но они принимали индивидуальность каждого конкретного вида животных и не приравнивали всех поголовно к вещам, к чему стоит стремиться и нам.