Найти тему

Сухумский аэропорт, Абхазия: история, настоящее и будущее.

Скоро можно будет сказать: "Добро пожаловать"!
Скоро можно будет сказать: "Добро пожаловать"!

Открытие долгожданной воздушной гавани запланировано на декабрь 2024 года. Об этом заявил президент Абхазии Аслан Бжания. По его словам, технические полёты в абхазский аэропорт начнутся не позднее июля 2024 года. Согласно условиям проведенного конкурса о государственно-частном партнерстве, аэропорт должен начать обслуживать регулярные рейсы не позже 31 марта 2025 года. В общем, время покажет, когда же на самом деле состоится первый рейс.

Историческое здание аэропорта, наши дни
Историческое здание аэропорта, наши дни

1981 год, источник фото указан
1981 год, источник фото указан

ООО «Инфраструктурное развитие» и руководство Абхазии подписали инвестиционный контракт на комплексную реконструкцию Международного аэропорта г. Сухум им. В.Г. Ардзинба. Инвестор также отремонтирует две подстанции «Агудзера» и «Дранда», чтобы снабдить аэропорт необходимой электроэнергией, дороги и мосты, ведущие к аэропорту, которые сейчас можно наблюдать в первозданном виде. Помимо обновления аэродромной инфраструктуры планируется строительство нового пассажирского терминала аэропорта и обновление исторического здания. Пропускная способность нового аэровокзального комплекса составит 1300 пассажиров в час.

1977 год
1977 год

После заявления президента Абхазии новость тут же была растиражирована российскими СМИ, в частности – РИА новости. И понятно почему: интерес граждан России к отдыху в Абхазии возрастает с каждым годом на фоне внешнемировой обстановки.

Какой же он, наш сухумский аэропорт? Каким был и каким станет? В чем его уникальная особенность, о которой благополучно за прошедшие десятилетия забыли?

1978, посадка
1978, посадка

Для начала вспомним историю аэропорта. Он был построен в середине 50-х годов прошлого века вблизи села Бабушара, в 18 километрах к юго-юго-востоку от Сухума, практически на берегу сухумской бухты и несколько раз был модернизирован. Наш аэропорт более удобен заходом на посадку, чем сочинский, факт неоспоримы й и технически доказанный. По этой причине в советское время наш аэропорт считался основным на черноморском побережье. Длина взлетно-посадочной полосы в 3,6 км и ширина 45 метров позволяет принимать практически все типы гражданских самолетов как со стороны моря, так и со стороны гор, этим и является его отличительная особенность – наш уникальный ландшафт, где среди гор и берега моря нашлась такая равнина.

Смотрите сами, впечатляющая взлетно-посадочная!
Смотрите сами, впечатляющая взлетно-посадочная!

В советский период пассажирооборот сухумского аэропорта составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до 1 тысячи. К сожалению, все резко прекратилось после событий 1992-1993 гг.

1991 год, в здании тогда новых терминалов
1991 год, в здании тогда новых терминалов

Попытки реанимировать аэропорт в Абхазии предпринимались на протяжении последних 10 лет, но всякий раз до конкретики не доходило. Возможно, одной из причин этого является нулевая рентабельность проекта. Еще в 2014 году турецкие специалисты посчитали, что для прибыльной работы аэропорта здесь необходимо население не менее 1,5 миллиона человек.

Почему-то при этих расчетах берется во внимание именно население самой Абхазии, а не туристический поток. Хотя аэропорт и нужен именно для туристов, для того, чтобы люди могли быстро и беспрепятственно прилетать в Страну Души. Как раньше.

1985, те же терминалы
1985, те же терминалы

Некоторые эксперты считают, что большинство туристов по-прежнему будут летать по «проторенной дорожке» - приземляться в Адлере и дальше через КПП Псоу в Абхазию. Вроде как это привычнее и надежнее. А чего, собственно опасаться, если аэропорт пройдет полную реконструкцию и будет готов принимать пассажиров точно также, как и любой другой? Снова буксуем на мнимой проблеме.

А так там было внутри
А так там было внутри
1989, в зале ожидания регулярно проводились выставки  картин и музейных экспонатов
1989, в зале ожидания регулярно проводились выставки картин и музейных экспонатов

Совсем недавно территория аэропорта выглядела крайне удручающе.

-11

А в настоящее время на территории аэропорта инвестором ведется демонтаж зданий, строительная техника и рабочие кадры должны быть завезены в страну в ближайшее время.

Терминалы аэропорта, которые в советское время так и не успели в полной мере проявить себя в полной рабочей эксплуатации, сейчас практически демонтированы. Территория аэропорта уже не является открытой, как это было совсем недавно, когда любой желающий мог пройтись по заброшенным залам, посмотреть в пустые табло прилета-вылета, представить, как заходит в зону посадки или идет за багажом.

-12

Аэропорт начинает жить новой жизнью. Будут построены новые терминалы на месте снесенных, отреставрировано историческое здание аэропорта, хотя за ним и так был организован хороший присмотр и всегда он выглядел ухоженным, белоснежным.

Разумеется, многие мечтают о том, чтобы появилась возможность летать в Абхазию напрямую из Москвы и других городов и обратно, будем надеяться, что в начале 2025 года сухумский аэропорт снова откроется. От Бабушары до Сухума всего 18 километров. Не успеешь оглянуться и ты уже проезжаешь реку Келассур. Проехал Синоп и ты уже почти в центре Сухума. Но пограничный переход на Псоу, пока остается почти обязательным атрибутом посещения Абхазии. Тем не менее, не стоит отчаиваться. Будем верить, что пройдет немного времени и мы все же снова увидим над Абхазией блестящие крылья пассажирских самолетов.

Со стороны взлетно-посадочной стороны на фоне гор
Со стороны взлетно-посадочной стороны на фоне гор

Ниже ссылка - репортаж о сухумском аэропорте 1988 г. Кадры, позволяющие вернуться в прошлое.

Заходите на мой сайт, ссылка в описании канала.

Благодарю за внимание!