Открытие долгожданной воздушной гавани запланировано на декабрь 2024 года. Об этом заявил президент Абхазии Аслан Бжания. По его словам, технические полёты в абхазский аэропорт начнутся не позднее июля 2024 года. Согласно условиям проведенного конкурса о государственно-частном партнерстве, аэропорт должен начать обслуживать регулярные рейсы не позже 31 марта 2025 года. В общем, время покажет, когда же на самом деле состоится первый рейс.
ООО «Инфраструктурное развитие» и руководство Абхазии подписали инвестиционный контракт на комплексную реконструкцию Международного аэропорта г. Сухум им. В.Г. Ардзинба. Инвестор также отремонтирует две подстанции «Агудзера» и «Дранда», чтобы снабдить аэропорт необходимой электроэнергией, дороги и мосты, ведущие к аэропорту, которые сейчас можно наблюдать в первозданном виде. Помимо обновления аэродромной инфраструктуры планируется строительство нового пассажирского терминала аэропорта и обновление исторического здания. Пропускная способность нового аэровокзального комплекса составит 1300 пассажиров в час.
После заявления президента Абхазии новость тут же была растиражирована российскими СМИ, в частности – РИА новости. И понятно почему: интерес граждан России к отдыху в Абхазии возрастает с каждым годом на фоне внешнемировой обстановки.
Какой же он, наш сухумский аэропорт? Каким был и каким станет? В чем его уникальная особенность, о которой благополучно за прошедшие десятилетия забыли?
Для начала вспомним историю аэропорта. Он был построен в середине 50-х годов прошлого века вблизи села Бабушара, в 18 километрах к юго-юго-востоку от Сухума, практически на берегу сухумской бухты и несколько раз был модернизирован. Наш аэропорт более удобен заходом на посадку, чем сочинский, факт неоспоримы й и технически доказанный. По этой причине в советское время наш аэропорт считался основным на черноморском побережье. Длина взлетно-посадочной полосы в 3,6 км и ширина 45 метров позволяет принимать практически все типы гражданских самолетов как со стороны моря, так и со стороны гор, этим и является его отличительная особенность – наш уникальный ландшафт, где среди гор и берега моря нашлась такая равнина.
В советский период пассажирооборот сухумского аэропорта составлял летом до 5 тысяч человек в сутки, зимой до 1 тысячи. К сожалению, все резко прекратилось после событий 1992-1993 гг.
Попытки реанимировать аэропорт в Абхазии предпринимались на протяжении последних 10 лет, но всякий раз до конкретики не доходило. Возможно, одной из причин этого является нулевая рентабельность проекта. Еще в 2014 году турецкие специалисты посчитали, что для прибыльной работы аэропорта здесь необходимо население не менее 1,5 миллиона человек.
Почему-то при этих расчетах берется во внимание именно население самой Абхазии, а не туристический поток. Хотя аэропорт и нужен именно для туристов, для того, чтобы люди могли быстро и беспрепятственно прилетать в Страну Души. Как раньше.
Некоторые эксперты считают, что большинство туристов по-прежнему будут летать по «проторенной дорожке» - приземляться в Адлере и дальше через КПП Псоу в Абхазию. Вроде как это привычнее и надежнее. А чего, собственно опасаться, если аэропорт пройдет полную реконструкцию и будет готов принимать пассажиров точно также, как и любой другой? Снова буксуем на мнимой проблеме.
Совсем недавно территория аэропорта выглядела крайне удручающе.
А в настоящее время на территории аэропорта инвестором ведется демонтаж зданий, строительная техника и рабочие кадры должны быть завезены в страну в ближайшее время.
Терминалы аэропорта, которые в советское время так и не успели в полной мере проявить себя в полной рабочей эксплуатации, сейчас практически демонтированы. Территория аэропорта уже не является открытой, как это было совсем недавно, когда любой желающий мог пройтись по заброшенным залам, посмотреть в пустые табло прилета-вылета, представить, как заходит в зону посадки или идет за багажом.
Аэропорт начинает жить новой жизнью. Будут построены новые терминалы на месте снесенных, отреставрировано историческое здание аэропорта, хотя за ним и так был организован хороший присмотр и всегда он выглядел ухоженным, белоснежным.
Разумеется, многие мечтают о том, чтобы появилась возможность летать в Абхазию напрямую из Москвы и других городов и обратно, будем надеяться, что в начале 2025 года сухумский аэропорт снова откроется. От Бабушары до Сухума всего 18 километров. Не успеешь оглянуться и ты уже проезжаешь реку Келассур. Проехал Синоп и ты уже почти в центре Сухума. Но пограничный переход на Псоу, пока остается почти обязательным атрибутом посещения Абхазии. Тем не менее, не стоит отчаиваться. Будем верить, что пройдет немного времени и мы все же снова увидим над Абхазией блестящие крылья пассажирских самолетов.
Ниже ссылка - репортаж о сухумском аэропорте 1988 г. Кадры, позволяющие вернуться в прошлое.
Заходите на мой сайт, ссылка в описании канала.
Благодарю за внимание!