Можно успешно работать по любому договору (часть 5)
ЧТО ЛУЧШЕ ДОБАВИТЬ, ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК НЕ ПРОТИВ ВНЕСЕНИЯ КОРРЕКТИРОВОК В ДОГОВОР ПОДРЯДА
5.7. Условия переписки и обмена уведомлениями
И последний, пожалуй, совет о том, что полезного может сделать для себя подрядчик на этапе подготовки договора к заключению, это рекомендация – об облегчении оперативного общения подрядчика с заказчиком, когда такое общение будет в дальнейшем учтено и признано судом в качестве конклюдентных действий подрядчика в рамках исполнения условий договора.
Здесь необходимо закрепить в порядке убывания приоритета следующие способы оперативного взаимодействия с заказчиком
· посредством журнала производства работ
· посредством локальных письменных сообщений под роспись ответственному руководителем на площадке
· посредством сообщений в мессенджере
· посредством записи в протоколе пятиминуток (совещаний)
· посредством электронной почты
· посредством Почты России
Общим для всех, кроме последнего, способов общения является то, что эти способы должны быть заранее прописаны в договоре, а последний способ заведомо легален и закреплен в законе.
5.7.1. Для качественного общения с заказчиком посредством журнала производства работ в договоре необходимо указать примерно следующее: подрядчик ведет журнал производства работ, который проверяется ответственным представителем заказчика на строй площадке не реже одного раза в три (два) дня. Для данного способа взаимодействия со стороны подрядчика на площадке должен находиться дисциплинированный и аккуратный производитель работ, который будет действительно ежедневно вести этот журнал и записывать в него максимально подробно весь ход производства работ и его важные вехи. Если у руководителя подрядчика нет уверенности в дисциплинированности и аккуратности своего производителя работ, то этот способ лучше заведомо не использовать, поскольку таким образом, указав об этом в договоре, и не выполняя указанное, подрядчик заведомо выроет себе яму, и самые важные и ответственные конклюдентные действия, как и сообщения о них останутся за пределами договорного процесса.
5.7.2. Общение посредством предъявления под роспись представителю заказчика важных сообщений непосредственно на площадке уполномоченным представителем подрядчика имеет свои известные сложности. Так, например, даже от принятия и подписания не сильно существенных сообщений представитель заказчика может легко отказаться, а доказать факт отказа практически невозможно.
Поэтому в случае, если подрядчик решил в договоре указать именно этот способ оперативного взаимодействия с заказчиком, то в договоре необходимо предусмотреть определенную ответственность заказчика за каждый факт непринятия предъявленного уведомления его уполномоченным представителем, а также предусмотреть, что фактом непринятия уведомления на площадке будет считаться последующее официальное письмо руководителя подрядчика заказчику по каналам электронной связи о существе предъявленного уведомления и о факте непринятия (неподписания) данного уведомления уполномоченным представителем заказчика. Один этот пункт вынудит уполномоченного представителя в безусловном порядке принимать (подписывать) все уведомления и сообщения уполномоченного представителя подрядчика.
При этом, уполномоченное заказчиком лицо должно быть указано в договоре, либо к договору должна быть приложена доверенность на это лицо. Полномочия представителя подрядчика при этом указываются также в доверенности от подрядчика этому лицу, а само ответственное лицо от подрядчика в договоре указывать не обязательно, если на этом своевременно не настоял заказчик при подготовке текста договора.
5.7.3. Общение с заказчиком посредством сообщений в мессенджере, казалось бы, самый легкий способ общения, так как он самый «ленивый» - набил сообщение, и живи спокойно, жди ответа, либо иной реакции и т.д.
Здесь необходимо точно прописать номер мессенджера заказчика и номер мессенджера подрядчика, переписка между которыми будет признаваться сторонами, как надлежащая. Самое легкое в этом смысле, это – в реквизитах сторон, после слова тел. указать наименование мессенджера. Например, «тел./WhatsApp». Здесь нужно учесть одну «опасность» - если это сделать как бы невзначай, заранее не согласовав с заказчиком, то здесь есть риск того, что именно у этого номера абонента может не оказаться подключения к данному мессенджеру, и тогда такой вид общения заведомо будет обречен, так как просто на просто подрядчику либо его ответственному лицу будет не куда отписывать свои сообщения.
Поэтому, лучше всего о таком способе общения заранее предупредить заказчика, и завести в договор действующий мессенджер заказчика. Однако, от такого способа участия в выполнении условий договора руководитель заказчика может отказаться. Но в любом случае, это стоит попробовать.
5.7.4. Надежда на то, что требования подрядчика будут вноситься в протокол ежедневных летучек на объекте, очень слаба в связи со следующим. Как правило, протоколы ведутся заказчиком небрежно с уклоном в свою сторону. Отражение требований подрядчика в протоколе является в определенном смысле правом, но не обязанностью заказчика. При этом, даже в случае занесения требования (сообщения) подрядчика в протокол совещания, руководящее лицо от заказчика в подавляющем большинстве случаев не склонно, а в еще большем количестве случаев – не уполномочено, вести и подписывать этот протокол. Однако, если все, вышеперечисленные, способы не приняты заказчиком, то стоит попробовать застолбить хотя бы этот путь общения, использовав этот пункт хотя бы с целью указания ответственного лица заказчика, которое будет уполномочено проводить летучки, указания которого будут считаться указаниями заказчика.
5.7.5. Общение сторон посредством электронных каналов связей, через адреса электронной почты в последнее время всё чаще и чаще признается судом надлежащим, но только в том случае, если такой способ взаимодействия прямо указан в договоре. О таком способе общения можно ввести отдельный пункт в договор, а можно адрес электронной почты просто указать в реквизитах обеих сторон. Здесь нужно помнить единственное: если реквизиты одной стороны, например, заказчика содержат адрес электронной почты, а адрес электронной почты подрядчика не указан, то сообщения от подрядчика через его электронную почту на электронную почту заказчика и наоборот не будут признаны судом надлежащими. Только указав в договоре адрес электронной почты заказчика и адрес электронной почты подрядчика, стороны могут рассчитывать на надлежащее взаимодействие в рамках договора посредством использования электронной почты сторон.
5.7.6. Общение сторон посредством направления писем, сообщений, уведомлений и другой корреспонденции по Почте России общепризнано законом и судами как надлежащее взаимодействие сторон. Каких-либо дополнительных пояснений этот вид общения не требует. В реквизитах сторон каждая из сторон обычно указывает свой почтовый адрес. В этом смысле, иногда является полезным в реквизитах сторон указать именно адрес переписки, а не юридический адрес, особенно в том случае, когда подрядчик не получает корреспонденцию, приходящую на его юридический адрес. Такое положение дел встречается достаточно часто, поэтому здесь подрядчику будет полезным указать именно тот адрес, например, места жительства любого из его доверенных лиц (партнер, компаньон, бухгалтер, прораб и т.п.), на который подрядчик будет получать корреспонденцию от заказчика. Это становится очень актуальным особенно в тот момент, когда заказчик расторгает договор с подрядчиком, направляя ему в установленном уже законом порядке уведомление на почтовый адрес Почты России, которое подрядчик не получает.
При неполучении таких важных, определяющих, сообщений от заказчика подрядчик рискует пропустить сроки реагирования на такие сообщения заказчика, чем в результате исключить для себя в дальнейшем возможность восстановления своего нарушенного права.
"на все вопросы отвечу в комментариях"
Скорая помощь подрядчику адвокатский кабинет "ЗАЩИТА"