Французский художник Симон Мармион (1425–1489) был, пожалуй, самым выдающимся художником-иллюминатором Севера.
Он, вероятно, родился в Амьене около 1425 года.
Был сыном Жана Мармиона, художника, отвечавшего за декоративные работы в муниципалитете Амьена с 1426 по 1444 год.
Его брат Милль также был художником, а дочь Мария стал успешным иллюстратором.
Аура сдержанности и тихой скорби этого «Оплакивания Христа» отличает его от более типичных изображений подобной сцены фламандских художников, таких как Рогир ван дер Вейден (1399/1400–1464), Дирк Баутс (1415–1475) и Гуго ван дер Гус (1420/25–1482), где человеческая скорбь выражается посредством выразительных жестов.
По сути, этот «Оплакивание» представляет собой «Пьету», центральной темой которой является Богородица с телом Христа, распростертым на ее коленях.
На мирном лице мертвого Христа виден след былых страданий.
Когда Иосиф Аримафейский и Никодим осторожно опускают его безвольное тело на колени Богородицы, она не обнимает его, а вместо этого скрещивает руки на груди в жесте благочестивого благоговения.
Она уже отказалась от своих страданий матери и признала добродетель спасения через жертву Христа, победителя Смерти.
Рядом с ней усердно и изолированно молится святой Иоанн, в позе, подобной позе Марии Магдалины, которая стоит крайней слева, вдали от Христа, и, как и женщины рядом с ней, выражает тихую и нежную печаль.
Сюжет картины не описан в Евангелиях, а встречается в популярных текстах, в том числе в «Житие Христа» Людольфа Саксонского.
Этот сюжет нравился французским художникам, как живописцам, так и иллюстраторам рукописей.
В «Пьете де Нуан», например, Жан Фуке (1420–1481) также решил изобразить размещение тела Христа на коленях Богородицы Иосифом Аримафейским и Никодимом, и в его картине Богородица тоже молится, а не обнимает тело, чтобы выразить свою материнскую печаль.
Подобные изображения нередко появляются в Часословах мастерской Фуке.
По поводу авторства «Оплакивание Христа» Мармиона не было разногласий.
Поскольку картина была написана в той же технике, что и алтарь Святого Бертена, работа, однозначно известная как "Мармион".
Если смотреть с близкого расстояния, «Оплакивание», как и алтарный образ, а также многие иллюстрации к Мармиона рукописям, имеет поверхность, которая кажется относительно матовой, а не глянцевой.
Это типично для техники иллюстрации рукописей; художники, обучавшиеся исключительно живописи на холсте предпочитали манеру письма, создаваемую последовательными слоями полупрозрачной глазури масляной краски.
Зеленые, красные и желтые тона «Оплакивание» также перекликаются с пастельными тонами палитры, используемых художником для иллюстраций рукописей.
Прозрачный материал платья Марии Магдалины и ткань, окутывающая тело Христа в «Оплакивании», переданы так же, как костюмы фигур святого Омера и капеллана в алтаре святого Бертена.
Другие отличительные черты стиля Мармиона — его особая передача света, падающего на парчу, уникальное моделирование лиц и рук, работа с бликами, — столь же очевидны в этой картине, как и в алтарном образе.
Тема Оплакивания/Пьеты также рассматривается Мармионом и в рисунке, приписываемом ему (см. вверху).
Рисунок, использовался, вероятно, в качестве эскиза для Пьеты. Художник отделил фигуральную группу Богородицы и Христа. На нем видны вносимые Мармионом изменения, такие как смещение левого контура тела Христа, которые указывают на то, что это был рабочий рисунок.
Хотя позы на картине лишь в общих чертах родственны позам на этом рисунке, нижние её слои (см. внизу) в точности копируют позу Богородицы на рисунке, показывая её со сложенными в молитве руками и глаза Девы расположены ниже. Мармион изменил обе детали в верхних окрашенных слоях «Оплакивания».
Рефлектограмма картины еще раз демонстрирует этапы ее создания.
Чтобы подчеркнуть обмякшее тело Христа, две фигуры справа, Святого Иоанна и Никодима, были нарисованы дальше от фигуры Христа, чем было запланировано изначально.
Аналогично, положение голов Иосифа и Марии Магдалины было немного скорректировано.
Рисунок пейзажа и миниатюрной сцены Голгофы на заднем плане очень схематичен и указывает лишь на общее расположение этих композиционных деталей.
«Оплакивание» — единственная картина в творчестве Мармиона, помимо алтаря Сен-Бертена, завершенного в 1459 году, которую можно точно датировать на основе исторических факторов.
Реверс панели с гербом и переплетенными инициалами герцога Карла Смелого и его последней жены Маргариты Йоркской, безусловно, помогает определить дату создания картины.
Таким образом, эта работа была заказана герцогом Бургундским, чья женитьба на Маргарите Йоркской в 1468 году становится отправной точкой при датировке картины.
В пользу этого говорит и недавно определенная дендрохронологическая экспертиза картины.
3 мая 1473 года Орден Золотого руна с большой помпой и торжественностью встретился в Валансьене. Маргарита Йоркская сопровождала своего мужа на торжествах, оставаясь в Валансьене до конца августа. Присутствовал там также и Мармион, которого иногда нанимали для украшения различных мероприятий.
Возможно, именно там герцог и заказал «Оплакивание» Мармиону, художнику, к чьим услугам он уже обращался в начале 1470-х годов.
Более поздние работы Мармиона, такие как «Св. Иероним и молящийся каноник», демонстрируют влияние Гуго ван дер Гуса, особенно его «Успения Богородицы», которую Мармион возможно видел во время своегопребывания в Нидерландах в 1475-78 годах.
Поскольку «Оплакивание» еще не обнаруживает влияния Ван дер Гуса, а вместо этого намекает на творчество Дирика Баутса, оно может быть датировано ранее 1475 года.
Характер «Оплакивания» — интеллектуальная изоляция каждого персонажа сцены и жесткость жестов, а также определенная форма в организации ландшафта и архитектуры — особенно близок верхнему левому крылу алтаря Святого Причастия, написанного Баутсом между 1464 и 1468 годами.