Найти тему
Живописные истории

«Оплакивание Христа» Симона Мармиона

Французский художник Симон Мармион (1425–1489) был, пожалуй, самым выдающимся художником-иллюминатором Севера.

Он, вероятно, родился в Амьене около 1425 года.

Был сыном Жана Мармиона, художника, отвечавшего за декоративные работы в муниципалитете Амьена с 1426 по 1444 год.

Его брат Милль также был художником, а дочь Мария стал успешным иллюстратором.

Симон Мармион «Оплакивание Христа», 1470е
Симон Мармион «Оплакивание Христа», 1470е

Аура сдержанности и тихой скорби этого «Оплакивания Христа» отличает его от более типичных изображений подобной сцены фламандских художников, таких как Рогир ван дер Вейден (1399/1400–1464), Дирк Баутс (1415–1475) и Гуго ван дер Гус (1420/25–1482), где человеческая скорбь выражается посредством выразительных жестов.

Гуго ван дер Гус «Оплакивание Христа»
Гуго ван дер Гус «Оплакивание Христа»

По сути, этот «Оплакивание» представляет собой «Пьету», центральной темой которой является Богородица с телом Христа, распростертым на ее коленях.

На мирном лице мертвого Христа виден след былых страданий.

Когда Иосиф Аримафейский и Никодим осторожно опускают его безвольное тело на колени Богородицы, она не обнимает его, а вместо этого скрещивает руки на груди в жесте благочестивого благоговения.

Она уже отказалась от своих страданий матери и признала добродетель спасения через жертву Христа, победителя Смерти.

Рядом с ней усердно и изолированно молится святой Иоанн, в позе, подобной позе Марии Магдалины, которая стоит крайней слева, вдали от Христа, и, как и женщины рядом с ней, выражает тихую и нежную печаль.

Сюжет картины не описан в Евангелиях, а встречается в популярных текстах, в том числе в «Житие Христа» Людольфа Саксонского.

Этот сюжет нравился французским художникам, как живописцам, так и иллюстраторам рукописей.

Жана Фуке «Пьета де Нуан (Pietà de Nouans)»
Жана Фуке «Пьета де Нуан (Pietà de Nouans)»

В «Пьете де Нуан», например, Жан Фуке (1420–1481) также решил изобразить размещение тела Христа на коленях Богородицы Иосифом Аримафейским и Никодимом, и в его картине Богородица тоже молится, а не обнимает тело, чтобы выразить свою материнскую печаль.

Подобные изображения нередко появляются в Часословах мастерской Фуке.

Алтарь Святого Бертена
Алтарь Святого Бертена

По поводу авторства «Оплакивание Христа» Мармиона не было разногласий.

Поскольку картина была написана в той же технике, что и алтарь Святого Бертена, работа, однозначно известная как "Мармион".

Если смотреть с близкого расстояния, «Оплакивание», как и алтарный образ, а также многие иллюстрации к Мармиона рукописям, имеет поверхность, которая кажется относительно матовой, а не глянцевой.

Это типично для техники иллюстрации рукописей; художники, обучавшиеся исключительно живописи на холсте предпочитали манеру письма, создаваемую последовательными слоями полупрозрачной глазури масляной краски.

Зеленые, красные и желтые тона «Оплакивание» также перекликаются с пастельными тонами палитры, используемых художником для иллюстраций рукописей.

-5

Прозрачный материал платья Марии Магдалины и ткань, окутывающая тело Христа в «Оплакивании», переданы так же, как костюмы фигур святого Омера и капеллана в алтаре святого Бертена.

Другие отличительные черты стиля Мармиона — его особая передача света, падающего на парчу, уникальное моделирование лиц и рук, работа с бликами, — столь же очевидны в этой картине, как и в алтарном образе.

Симон Мармион
Симон Мармион

Тема Оплакивания/Пьеты также рассматривается Мармионом и в рисунке, приписываемом ему (см. вверху).

Рисунок, использовался, вероятно, в качестве эскиза для Пьеты. Художник отделил фигуральную группу Богородицы и Христа. На нем видны вносимые Мармионом изменения, такие как смещение левого контура тела Христа, которые указывают на то, что это был рабочий рисунок.

Хотя позы на картине лишь в общих чертах родственны позам на этом рисунке, нижние её слои (см. внизу) в точности копируют позу Богородицы на рисунке, показывая её со сложенными в молитве руками и глаза Девы расположены ниже. Мармион изменил обе детали в верхних окрашенных слоях «Оплакивания».

Инфракрасная рефлектограмма картины
Инфракрасная рефлектограмма картины

Рефлектограмма картины еще раз демонстрирует этапы ее создания.

Чтобы подчеркнуть обмякшее тело Христа, две фигуры справа, Святого Иоанна и Никодима, были нарисованы дальше от фигуры Христа, чем было запланировано изначально.

Аналогично, положение голов Иосифа и Марии Магдалины было немного скорректировано.

Рисунок пейзажа и миниатюрной сцены Голгофы на заднем плане очень схематичен и указывает лишь на общее расположение этих композиционных деталей.

-8

«Оплакивание» — единственная картина в творчестве Мармиона, помимо алтаря Сен-Бертена, завершенного в 1459 году, которую можно точно датировать на основе исторических факторов.

Реверс панели с гербом и переплетенными инициалами герцога Карла Смелого и его последней жены Маргариты Йоркской, безусловно, помогает определить дату создания картины.

-9

Таким образом, эта работа была заказана герцогом Бургундским, чья женитьба на Маргарите Йоркской в 1468 году становится отправной точкой при датировке картины.

В пользу этого говорит и недавно определенная дендрохронологическая экспертиза картины.

3 мая 1473 года Орден Золотого руна с большой помпой и торжественностью встретился в Валансьене. Маргарита Йоркская сопровождала своего мужа на торжествах, оставаясь в Валансьене до конца августа. Присутствовал там также и Мармион, которого иногда нанимали для украшения различных мероприятий.

Возможно, именно там герцог и заказал «Оплакивание» Мармиону, художнику, к чьим услугам он уже обращался в начале 1470-х годов.

Симон Мармион «Св. Иероним и молящийся каноник», ок. 1475-1480
Симон Мармион «Св. Иероним и молящийся каноник», ок. 1475-1480

Более поздние работы Мармиона, такие как «Св. Иероним и молящийся каноник», демонстрируют влияние Гуго ван дер Гуса, особенно его «Успения Богородицы», которую Мармион возможно видел во время своегопребывания в Нидерландах в 1475-78 годах.

Хуго ван дер Гус «Успение Богородицы», 1475 г.
Хуго ван дер Гус «Успение Богородицы», 1475 г.

Поскольку «Оплакивание» еще не обнаруживает влияния Ван дер Гуса, а вместо этого намекает на творчество Дирика Баутса, оно может быть датировано ранее 1475 года.

Характер «Оплакивания» — интеллектуальная изоляция каждого персонажа сцены и жесткость жестов, а также определенная форма в организации ландшафта и архитектуры — особенно близок верхнему левому крылу алтаря Святого Причастия, написанного Баутсом между 1464 и 1468 годами.

Алтарь Святого Причастия. фото из Википедии.
Алтарь Святого Причастия. фото из Википедии.