Камера-обскура (в переводе с латинского-"темная комната")-простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.
Это понятие обозначает что-то нужное и одновременно темное и совершенно пустое. Думаю, что этим предложением и можно описать "отношения" между главными героями книги В.Набокова, которые являются ключевой темой романа. Хотя "пустыми" их тоже нельзя назвать, ведь они наполнены "болезненной, зависимой любовью", которая приносит страдания, боль и смерть. Отношения в книгах Набокова показаны с другой, обратной стороны, обычно они являются показательным примером "неправильного" и "непринятого" в обществе, которые заканчиваются определенными последствиями.
Впервые роман опубликовали в 1933 году издательства "Парабола" и "Современные записки" под псевдонимом Владимир Сирин. Действия романа разворачиваются в 20-х годах прошлого века на территории Германии. Главный герой-искусствовед Кречмар, средних лет, приятной внешности, "трепещущий от странных, тайных переживаний", которые не давали покоя на протяжении всей семейной, "счастливой" жизни с женой и ребенком. Спокойную, размеренную жизнь героя нарушила шестнадцатилетняя девочка по имени Магда. Их первая встреча произошла в кинотеатре, где Магда работала капельдинершей. Она обожала во время работы просматривать киноленты, мечтая освоить ремесло актрисы. Нельзя не отметить влияние кинематографа на данный роман, но к этому мы вернемся позже. Магда выросла в бедной семье, где применение насилия было нормой, а всяческое проявление любви отсутствовало. У героини не было понимания "светлого чувства", не было правильного примера, никогда. Только одна фраза повлияла на ее взаимоотношения с мужчинами: " Ты без друга пропадешь". Что-то похожее на любовь, по ее мнению, она чувствовала к мужчине по имени Горн-художник, встреча с которым произошла еще до Кречмара. Горн бросил Магду, уехав заграницу, в это время героиня думала свести счеты с жизнью, но остановила ее мысль о том, что она может еще жить счастливо, а именно ни в чем не нуждаясь. И вот она завладела сердцем главного героя, их встречи после кинотеатра стали необходимы как воздух, были страстными, ненасытными, каждый из них получал, что хотел. Магда получила свою крышу над головой , и, все что она требовала от Кречмара тут же выполнялось, а Кречмар получал так называемую любовь от нее. Конечно же Кречмару не хватало смелости и необходимости сделать их отношения официальными, его устраивало положение Магды как любовницы. В первую очередь, он не хотел лишаться семьи, но девушка взяла все в свои руки и сообщила его жене Аннелизе об их отношениях. Это разрушило его семейную, спокойную жизнь, но он быстро затмил свои переживания мыслями о своей любви всей жизни, ведь она стала ему дороже всех. Через некоторое время умирает его дочь. У героя смутные ощущения, как будто пелена перед глазами, он не понимает и не принимает реальность, во всем слушается и потакает Магде, которая настаивает на замужестве, остальное ее не волнует. Супруга в надежде разделить с ним горе готова принять его обратно, но тот отказывается. Спустя год Магда возобновляет отношения со своим первым любовником Горном, он стал частым гостем в их доме и другом семьи. Тот просит взять их в собой в путешествие. Притворяясь любителем мужчин, Горн вовсю предается с Магдой любовным утехам. Герой узнает об измене и пытается застрелить девушку. Но та убеждает, что произошедшее было всего лишь шуточными приставаниями гея Горна. Пара продолжает поездку вдвоем и попадает в аварию. В результате Кречмар слепнет. После выхода из больницы пара снимает в Швейцарии особняк, где, не особенно переживая, Магда и Горн продолжают отношения. У слепых людей для компенсации утраченного зрения усиливаются другие чувства. И герой по мере обострения слуха начинает понимать, что Магда ему лжет. Шурин Макс увозит его в Берлин, где Кречмар пытается застрелить приехавшую за вещами Магду. Но той удается вырвать во время борьбы браунинг и убить мужчину.
Роман построен на деталях, на довольно простой композиции, но интересной идеи воплощения. Не смотря на простоту изложения, роман можно назвать "кинематографическим", включено много соотношений, даже название говорит о причастности к миру кино. В игровом кино 20-х годов этот жанр доминировал; в частности, в немецком кино того периода кроме мелодрамы утвердился жанр «каммершпиле». Он определялся не просто экранизацией литературных произведений, романных сюжетов, но и киновоспроизведением приемов повествовательной прозы. Набоков в «Камере обскура» осуществил обратный процесс — литературно воплотил киноприемы, придал тексту изобразительные и смысловые признаки фильма. В отличие от уже апробированного в кинематографе приема — перехода героя с экрана в жизнь
Набоков переносит своего героя из реальной жизни в мир кино, превращая его из зрителя "ярких снов" в персонажа, действующего на экране. Эта трансформация происходит во время показа в маленьком кинотеатре, куда Бруно Кречмар случайно заходит, уже близкое к завершению сеанса: "Смотреть на экран было бесполезно сейчас, - все еще было неясным разрешение каких-то событий, о которых он еще не знал (... кто-то, широкоплечий, слепо шел на пятившуюся женщину...). Было странно осознавать, что эти загадочные персонажи и их действия станут понятными и совершенно иными, если он посмотрит фильм с самого начала". В развитии сюжета романа Набоков восстанавливает порядок монтажа фильма, приводя к финалу, в котором главный герой Бруно Кречмар становится тем самым слепцом, который "идет на женщину". Этот финал совпадает с завершающей сценой фильма, заключая повествование в рамки киноленты и экрана. Также Набоков попытался воспроизвести детали немого кино. Это задумка заключалась в минималистичных, бессмысленных диалогах, большой акцент идет на изображение и передачу действий персонажей. Одним из синонимов фильма в романе является сон («видеть сны — тоже искусство» (с. 96), — говорится о художнике Горне). Аналогия подкреплена известным тогда определением Голливуда как «фабрики снов». Но, в отличие от пародируемого кинопроизводства, роман реализует «двустороннее» воплощение: не только сна в жизнь, но и жизни в сон. По-сути эта мысль передает то, что главное значение кинематографа заключается в "реализации снов".
Данная книга оказалась для меня самой интересной в этом сезоне, потому что она зацепила своей "поверхностной простотой" повествования, но если капнуть поглубже, все оказалось не так просто. Те же самые кинематографичные приемы дают понять, что в данном романе целая концепция, он является хорошо и грамотно продуманным. Автор раскрывает тему люби с не лучшей стороны, он показывает, что это чувство может быть губительным. Также раскрывается тема того, что за свои поступки нужно отвечать и платить, безвозмездности нет. Действительно, из-за "ответной реакции" человек может оказаться и чувствовать себя в полной темноте, даже буквально, как в итоге и получилось с главным героем романа.