28 ноября 1941 года при штурме немецких позиций на льду Ладоги у деревни Липки погибли сотни моряков. Им в особняке Румянцева посвящена экспозиция, где представлены вещи и документы участников операции.
"Шлиссельбургский десант" - одна из малоизвестных страниц блокадной истории. Операция на Ладожском озере стала значимой попыткой прорыва кольца окружения Ленинграда. Участников операции незаслуженно обвинили в трусости, а их подвиг на долгие годы забыли.
Единственная фотография
Подробности этой героической и трагической истории стали известны несколько лет назад.
- Я знал, что мой дед Павел Иванович Шагин был военным моряком, сохранилось извещение о его гибели, - рассказывает петербуржец Валерий Шагин. - Больше никакой информации у меня не было. Я начал искать.
В архиве Военно-морского флота Валерию предоставили дело деда.
- Там я впервые увидел его фото, и мне даже его подарили, - продолжает Валерий. - Так узнал, что до войны дед служил в Таллине. Там 6 июня 1941 года у него родился сын Володя - мой будущий отец. Через три месяца Павел Шагин и его жена с трёхмесячным ребёнком стали участниками Таллинского перехода. Чудом им удалось выжить и добраться до Кронштадта. А в ноябре политрук Шагин принял участие в операции "Шлиссельбургский десант".
Бой у деревни Липки
В операции участвовала 80-я стрелковая дивизия Ленинградского фронта и специально созданный Первый особый отдельный лыжный полк моряков. Возглавил полк Василий Маргелов - будущий отец всех десантников, легендарный дядя Вася.
По плану операции дивизия должна была захватить плацдарм на южном берегу Ладоги в нескольких километрах восточнее Шлиссельбурга, а полку моряков-лыжников предстояло пройти по немецким тылам навстречу наступающим с Невского пятачка подразделениям.
Прорвав первую линию немецкой обороны, моряки продвинулись за Новый Ладожский и Старый Ладожский каналы, так и не получив достаточной поддержки пехоты.
28 ноября 1941 года у деревни Липки начался бой, лыжники держались свыше десяти часов и только после этого отошли на западный берег озера. Из 900 моряков погибли свыше 600.
Командование Ленинградского фронта несправедливо обвинило полк в трусости и паникёрстве.
- Василий Маргелов отстаивал перед руководством честь своих моряков, - рассказывает Валерий Шагин. - Несмотря на то что им, как и участникам известных Синявинских операций, не удалось прорвать блокаду, они смогли ослабить и демотивировать немецкие силы в районе Ладоги.
Актёр Николай Боярский был участником операции
Во время исследований Валерий Шагин и военный историк Вячеслав Мосунов выяснили, что среди участников "Шлиссельбургского десанта" был актёр Николай Боярский - родной дядя Михаила Боярского.
- Имя Николая Александровича есть в списках участников операции, - говорит Валерий Шагин. - Он остался жив. Героически прошёл всю войну, встретил победу в Кёнигсберге. Удивительно, что судьба уже сводила нас однажды: в 1972 году мы снимались в одном фильме. Меня, ребёнка, устроила туда мама, она работала на "Ленфильме", а Николай Александрович играл одну из ролей.
Кинозрителям Николай Боярский известен ролями Адама Козлевича в "Золотом телёнке", физрука в "Приключениях Электроника" и многими другими.
Каждый год у экспозиции в особняке Румянцева, посвящённой "Шлиссельбургскому десанту", собираются потомки участников операции.
- Каждый год нас становится всё больше. Всегда приходит дочь Николая Боярского театровед Екатерина, на одной из встреч была Лиза Боярская. Михаил Сергеевич не приходил, но историю эту знает, у него есть книга "Шлиссельбургский десант", которую я написал в соавторстве с историком Вячеславом Мосуновым.
Алена Бобрович