Найти в Дзене
Гульнара Гафур

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА

Фома Аквинский Доминиканский монах, философ, богослов (1223-1274 гг.), который изучал и развил учение Аристотеля, написал книгу «Сумма теологии», выдвинул пять доказательств существования Бога: 1. Все в мире находится в движении, следовательно, существует. Перводвигатель есть Бог. 2. Все процессы в мире причинно-обусловлены, но причина не может быть первопричиной сама по себе. Этой Первопричиной, не имеющей причин, является Бог. 3. В мире, наряду с необходимостью существует случайное, которое не может существовать само по себе, так как случайное должно порождаться необходимой причиной. И этой причиной является Бог. 4. В мире существуют различные совершенства. Их источник в существовании Абсолютного Совершенства. Таким Совершенством может быть Бог. 5. Все в мире, даже безжизненные вещи, служат определенной цели. Цели устанавливаются лишь живыми разумными существами. Самым разумным Существом является Бог. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА Абдул – Баха. Центр Завета, Толк
фото с сайта: belon.club Любовь - божественна
фото с сайта: belon.club Любовь - божественна

Фома Аквинский

Доминиканский монах, философ, богослов (1223-1274 гг.), который изучал и развил учение Аристотеля, написал книгу «Сумма теологии», выдвинул пять доказательств существования Бога:

1. Все в мире находится в движении, следовательно, существует. Перводвигатель есть Бог.

2. Все процессы в мире причинно-обусловлены, но причина не может быть первопричиной сама по себе. Этой Первопричиной, не имеющей причин, является Бог.

3. В мире, наряду с необходимостью существует случайное, которое не может существовать само по себе, так как случайное должно

порождаться необходимой причиной. И этой причиной является Бог.

4. В мире существуют различные совершенства. Их источник в существовании Абсолютного Совершенства. Таким Совершенством может быть Бог.

5. Все в мире, даже безжизненные вещи, служат определенной цели. Цели устанавливаются лишь живыми разумными существами. Самым разумным Существом является Бог.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА

Абдул – Баха. Центр Завета, Толкователь Писаний Бахауллы, Учитель Веры бахаи. Из книги Л. Клиффорд: Ответы на некоторые вопросы, стр.10 (изд. Санкт – Петербург, 1995г)

1. Одним из доказательств и наглядных свидетельств существования Бога есть тот факт, что человек не создал себя сам, — напротив, его творец и создатель есть некто иной. Определённо и неоспоримо, что творец человека не подобен человеку, ибо бессильное существо не может создать другое существо. Творец, создатель должен обладать всеми совершенствами для того, чтобы творить.

2. Может ли творение быть совершенным, а творец — несовершенным? Может ли картина оказаться шедевром, тогда как художник не достиг совершенства в своём искусстве? Ибо это его искусство и его творение. Более того, картина не может быть подобна художнику; в противном случае картина создала бы самоё себя. Сколь совершенной картина бы ни была, в сравнении с художником она несовершенна.

3. Пребывающий в состоянии причинной зависимости, мир несовершенен; Бог же есть исток всякого совершенства. Несовершенства зависимого мира сами по себе уже есть доказательство совершенств Бога. К примеру, глядя на человека, вы видите, что он слаб. Сама слабость сего создания есть доказательство силы Вечного Всемогущего, ибо, если бы не было силы, то невозможно было бы представить себе слабость. Таким образом, слабость создания есть доказательство силы Бога; ибо не будь силы, не было бы слабости; так из сей слабости становится очевидным, что в мире есть сила.

Далее, в зависимом мире существует нищета; значит, необходимым образом существует и богатство, поскольку нищета явлена в мире. В зависимом мире существует невежество; необходимым образом существует и знание, поскольку обнаруживается невежество; ибо, если бы не было знания, то не 1. было бы и невежества. Невежество есть несуществование знания, а если бы не было существования, то не было бы и несуществования.

2. Несомненно, что весь зависимый мир подчинён закону и правилам, которым он не может не подчиняться; даже человек принуждён уступать неизбежности смерти, необходимости сна и других состояний — то есть, можно сказать, что человек в определённых отношениях оказывается направляемым, и необходимым образом это состояние направляемости предполагает существование направляющего.

3. Поскольку характерной чертой зависимых существ является состояние зависимости, и сия зависимость есть существенная необходимость, постольку должно быть независимое существо, независимость которого есть его суть.

Подобным же образом, глядя на больного человека, можно заключить, что должен быть где-то и некто в добром здравии; ибо если бы не было состояния здоровья, то невозможно было бы установить состояние нездоровья.

4. Таким образом, становится очевидным, что есть Вечный Всемогущий, Который обладает всеми совершенствами, ибо, если бы Он не обладало всеми совершенствами, то Он был бы подобен Своим творениям.

5. И так повсюду в существующем мире; наименьшая из сотворенных вещей доказывает существование творца. К примеру, сей кусок хлеба показывает, что есть человек, его выпекший.

6. Хвала Господу! Малейшее изменение малейшей из вещей доказывает существование творца: так возможно ли, чтобы сия огромная вселенная, которая бесконечна, сотворила сама себя и явилась результатом развития материи и элементов? Сколь очевидно ошибочно такое предположение!

Сии очевидные аргументы предназначены для слабых душ; но если откроется внутреннее зрение, то явятся сотни тысяч ясных доказательств. Так, когда человек ощущает в себе дух, ему не требуется доказательств его существования; для тех же, кто обойден щедротами духа, необходимо представить аргументы внешнего характера.

2023г. Гульнара Гафур