Урдубеги - группа женщин-воинов была сформирована в империи Великих Моголов для охраны зенаны, гарема императора. Хотя практика использования женщин в качестве телохранителей имеет свои корни в древних индийских цивилизациях, Урдубеги были особенностью правления Моголов. Среди них выделяется лишь одно имя – Биби Фатима, которая служила при дворе Хумаюна и Акбара.
Истоки
С начала правления Чандрагупты Маурьи появились два ключевых текста, которые упоминают необходимость в женских телохранителях. Первый текст принадлежит Мегастену, греческому послу при дворе Чандрагупты Маурьи (прибл. 321 - 297 гг. до н.э.). Он описывает наличие женщин, защищавших маурьского царя, особенно во время охоты. Эти женщины-охотницы, вооруженные оружием, сопровождали царя, перемещаясь на колесницах, лошадях и слонах. Хотя присутствие мужчин-телохранителей рядом с царем для его защиты было распространенным явлением в западном мире, присутствие женщин вызвало удивление у Мегастена.
Второй текст - "Артхашастра", написанный Каутильей (прибл. 350-275 гг. до н.э.), советником Чандрагупты Маурьи. Он говорит о необходимости женской охраны из-за частых убийств предыдущих королей. Каутилья описывает опасности, связанные с гаремом:
«В гареме царь должен видеть царицу только тогда, когда за ее личную чистоту поручается старая служанка. Он не должен прикасаться ни к одной женщине (пока не убедится в ее личной чистоте); ибо, прятавшись в покоях царицы, его родной брат убил Бхадрасену; прятавшись под кроватью матери, сын убил царя Карусу; смешав рис с ядом, словно с медом, его собственная царица отравила Касираджу; браслетом, окрашенным ядом, его царица убила Вайрантью; драгоценным камнем своей зоны, намазанным ядом, его царица убила Сувиру; зазеркальем, окрашенным ядом, его царица убила Джалутху; и оружием, спрятанным под пучком волос, его царица убила Видуратху» (1.20, изд. Кангл).
Между прибл. 340 и 293 гг. до н.э. под руководством Каутильи была создана группа женщин-воинов. Их называли Виша Канья (Ядовитые девушки), и их обучали с детства, постепенно прививая им толерантность к яду. Эти убийцы приманивали свою жертву своей красотой и обаянием, а затем наносили поцелуй смерти врагу короля.
Согласно арабскому тексту IX века "Secreta Secretorum", Аристотель (384-322 гг. до н.э.) предупреждал своего ученика Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) об опасности этих "ядовитых дев", прежде чем молодой полководец отправился в свой индийский поход. По другой легенде, смерть Александра Македонского наступила в результате объятий с виша-кани, которую, возможно, подарил ему в качестве трофея царь Порус после поражения. Виша Канья были индианками, но другие женщины-телохранители могли быть привезены из Центральной Азии, где, по мнению древних греков, обитали амазонки и другие воинственные женщины. В Древней Индии женская свита царя демонстрировала его власть, богатство и статус. Таким образом, женщины-телохранители служили двум целям: они не только защищали царя, но и повышали его статус, театрально демонстрируя божественную силу. Однако, несмотря на существование таких воительниц, они не имели конкретного титула до времен Великих Моголов.
Моголы и гарем
В июне 1492 года, когда Бабуру было всего 12 лет, он унаследовал провинцию Фергана, расположенную на территории современного Узбекистана. Однако из-за политических потрясений он потерял свое правление и был вынужден отправиться в Кабул, где он основал свою крепость. Первое путешествие в Индию состоялось в 1505 году и стало началом серии экспедиций. Гарем Бабура, в котором проживали женщины, путешествовал вместе с ним во время его походов, и обеспечение их безопасности было приоритетной задачей. Он, возможно, вдохновился опытом женщин-телохранителей предыдущих индийских правителей и создал урдубеги - особую группу женщин, которые не носили парду, что облегчало их передвижение.
Только при Акбаре (1556-1605) были установлены правила, регулирующие функционирование гарема, которые продолжали действовать до конца династии Моголов. Жизнь в гареме была сложной и многообразной, включая женщин различного рода и их обязанности. Важной частью были урдубеги - женщины-охранники, которые были обучены воинскому искусству и часто не носили парду, позволяя им в определенных случаях взаимодействовать с мужчинами. Урдубеги обладали навыками владения различными видами оружия и играли важную роль в обеспечении безопасности в гареме.
В книге "Великолепные Моголы" описано, что жизнь в гареме была относительно безопасной и комфортной, с роскошью и развлечениями. Женщины в гареме обычно практиковали парду, что ограничивало их контакт с внешним миром. Была создана система управления, включая различные должности, такие как ангас (приемная мать), дароги (матрона) и махалдары (управляющие), чтобы обеспечить нормальное функционирование гарема.
Франсуа Бернье, французский дипломат при дворе Великих Моголов, описал в своих записях важную роль урдубеги в обеспечении безопасности гарема. Их присутствие гарантировало защиту и помогало поддерживать порядок внутри гарема.
Из доступных источников становится очевидным, что принцы испытывали страх перед урдубегами; их преданность королю придавала им мощь, с которой нельзя было не считаться. Это объясняет осторожность Аурангзеба, который не рисковал беспечным проникновением во двор, зная, что в случае попадания в руки урдубегов он не сможет вернуться живым.
Биби Фатима
В исторических записях, оставленных императорами Великих Моголов, редко упоминаются урдубеги - женщины-охранницы, которые обеспечивали безопасность императоров и их гаремов. Единственное имя, которое встречается в записях, - это имя Биби Фатимы, которая служила в качестве главной вооруженной женщины при дворе Хумаюна (1530-1540 и 1555-1556 гг.) и Акбара.
Ее служба зафиксирована в "Хумаюн-наме", написанной его сводной сестрой Гульбадан Бегум. Хотя главная функция урдубеги, вероятно, заключалась в обеспечении безопасности, некоторые упоминания в "Хумаюн-наме" указывают на то, что ей поручали и другие задачи. В 1546 году, когда Хумаюн заболел, рядом с ним находились лишь несколько доверенных лиц, включая Мах-чучак и Биби Фатиму, вооруженную женщину из гарема. Ее служба также была вознаграждена хорошим браком для ее дочери Зухры. Однако, в 1564 году, Биби Фатима обратилась к Акбару с жалобой на угрозу со стороны Хваджа Му'аззама по поводу убийства ее дочери Зухры. Этот инцидент привел к трагической смерти Зухры, но не было упоминаний о том, что Биби Фатима покинула свою службу при Акбаре.
Хотя в биографиях Великих Моголов встречаются упоминания об урдубегисах, единственный представитель, известный по имени, - Биби Фатима, упомянутая в "Хумаюн-наме", книге, написанной женщиной. Это может свидетельствовать о том, что Гульбадан считала вклад Биби Фатимы достойным упоминания и признания со стороны будущих поколений.