Найти в Дзене

«Мы становимся добрее, когда смотрим на красивое»

Нарядный дом в самом центре города с расписными ставнями по ул. Камышинской, 7 знаком каждому внимательному тюменцу. Сюда в горницу из роддома № 1 принесли маленькую Веру Быкову, будущего народного мастера Союза художников России. Здесь выросла она и ее дочки, в доме находится музей и мастерская хранителя и продолжателя уникальной традиции урало-сибирской росписи. Цветочки да ягодки Мы сидим в горнице, макнув кисточку в краску, пытаемся освоить двухцветный мазок. В комнате часть стены занимает голландская печь, все остальное пространство: жестяные подносы, резные доски, украшенные цветами, ягодами и золотыми листочками. Дом построила в послевоенное время родная тетя художницы. Он живет и дышит по своим законам, вдохновляя хозяйку на творческие подвиги. - Я расписала ставни и старенький мой дом, будто глаза открыл и улыбается окружающему миру. И прохожие останавливаются и фотографируются. Ученики и гости тоже это чувствуют. Что-то меняется у них в душе, когда они заходят в мастерскую, г
Оглавление

Нарядный дом в самом центре города с расписными ставнями по ул. Камышинской, 7 знаком каждому внимательному тюменцу. Сюда в горницу из роддома № 1 принесли маленькую Веру Быкову, будущего народного мастера Союза художников России. Здесь выросла она и ее дочки, в доме находится музей и мастерская хранителя и продолжателя уникальной традиции урало-сибирской росписи.

Вера Быкова у своего дома
Вера Быкова у своего дома

Цветочки да ягодки

Мы сидим в горнице, макнув кисточку в краску, пытаемся освоить двухцветный мазок. В комнате часть стены занимает голландская печь, все остальное пространство: жестяные подносы, резные доски, украшенные цветами, ягодами и золотыми листочками. Дом построила в послевоенное время родная тетя художницы. Он живет и дышит по своим законам, вдохновляя хозяйку на творческие подвиги.

На мастер-классе
На мастер-классе
- Я расписала ставни и старенький мой дом, будто глаза открыл и улыбается окружающему миру. И прохожие останавливаются и фотографируются. Ученики и гости тоже это чувствуют. Что-то меняется у них в душе, когда они заходят в мастерскую, где стена от потолка до пола увешана красивыми подносами. Мы становимся добрее и счастливее, когда смотрим на красивое.
Дом на Камышинской с расписными ставнями
Дом на Камышинской с расписными ставнями

Как началось увлечение росписью

В детстве дома у художницы выписывали много периодики: «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Веселые картинки», «Крокодил», «Наука и жизнь» и все газеты. Вера увлекалась рисованием и попортила немало журнальных страниц – переводила контур понравившегося фото или иллюстрации карандашом или ручкой, а потом раскрашивала картинку.

Географ по образованию Вера пришла преподавать в школу № 14. Свободно было только место учителя черчения. Два предмета в ее дипломе – эскизное рисование и черчение – помогли устроиться.

Затем в институте усовершенствования учителей она взяла самые перспективные программы, где познакомилась с талантливыми педагогами. С первого по шестой класс большой блок был посвящен декоративно-прикладному искусству. Вера знакомила детей с хохломой, гжелью и полхов-майданом. Вместе они декорировали матрешки, грибочки... Так она познакомилась с росписью – учила других, но, в первую очередь, училась сама.

По образованию педагог, по призванию – художник

Голос подвел, не выдержал нагрузки, из школы пришлось уйти. Тогда Вера устроилась в Специальное конструкторское бюро техники и технологии добычи нефти. Ее попросили вступить в группу художников, чтобы готовить к печати разработки специалистов. Там коллеги подарили прекрасный альбом «Народное искусство СССР». В 1987 году литература была большим дефицитом, особенно красивые подарочные альбомы.

По этой книге Вера самостоятельно освоила хохлому, городец. Пыталась научиться и жостовской росписи. Но без методических пособий и пошаговых инструкций, фильмов и интернета, как сейчас, это сложно. Между заданиями в конструкторском бюро, она стала делать сувениры, расписывала хлебницы, доски для сотрудников. Их дарили на дни рождения.

-5

Во время перестройки Вера вернулась к преподаванию, работала с детьми с инвалидностью. А потом возглавила лабораторию росписи в Доме техники учащихся ПТУ и там познакомилась со своей наставницей и учительницей Ольгой Соколовой.

- По образованию я педагог, по призванию художник, и это помогало мне всегда быть востребованной. Мое становление, как художника, произошло в 1997 году, когда я выиграла первое место в городском конкурсе среди педагогов дополнительного образования. Вокруг меня всегда находились единомышленники, взрослые и подростки, которым было очень интересно учиться урало-сибирской росписи.

Невозможно устать, когда развиваешься

- Я очень редко делаю одно и то же, все время поднимаю себе планку и пытаюсь до нее допрыгнуть. Постоянно открываю в себе что-то новое, стараюсь подняться на ступеньку выше в своем мастерстве и в знаниях. Чем больше я изучаю роспись, тем больше очаровываюсь. Это такой неиссякаемый родник мудрости и радости, красоты и гармонии из которого можно черпать приемы для вдохновения и создавать интереснейшие вещи.

Однажды мастерица узнала о том, что существовала тюменская (кармацкая) роспись. Вера исследует ее уже двадцать лет. Казалось бы за примитивным цветочком крестьянина кроется такое мастерство, такое владение цветом и композицией. С помощью разнообразного двухцветного мазка и орнамента получаются вещи, наполненные солнечным светом и радостью. Это самое главное в росписи – эмоциональный заряд, который вкладывает художник. Ее считывает зритель или покупатель.

Видеть и создавать красоту

В прошлом году Вере Быковой предложили расписать наличник со ставнями дома 1820 года. Его разместили рядом со стойкой регистрации отеля Vostok.

Мастер соединила резьбу и тюменскую домовую роспись. Чтобы деликатно вписать узор, Вера искала примеры в книгах. В издании о вятской росписи она нашла исторический снимок: окно с резным наличником и расписными ставнями села Сорокино в Алтайском крае. Наши тюменские (кармацкие) красильщики доходили до этих мест, и, возможно, это их работа.

Наличник 1820 года до и после росписи
Наличник 1820 года до и после росписи

Весь накопленный багаж по изучению и применению тюменской росписи Вера воплотила в этой работе.

- Передо мной был материал, который за такой долгий срок попортили и дождь, и солнце. Писать по шероховатой поверхности очень сложно, и я понимала, что не имею права на ошибку ни с композицией, ни с цветом. Вот это был экзамен! Выполнить работу правильно с первого мазка. Потому что с такой поверхности краску смыть невозможно и что-то исправить тоже. Она сразу уходила в поры дерева. Расписывала наличник с большим удовольствием. Думаю, гостям Тюмени и отеля нравится наша общая работа. Люди, видя красоту, становятся чуть-чуть счастливее и добрее, – ведь это частичка рукотворного тепла.

Прямо сейчас изделия с росписью Веры Быковой можно увидеть в Центре стратегического развития «Сибирь».

Автор: Елена Михалькова

Фото: Галины Акимовой и из личного архива

-8