Найти тему
Александр Соколовский

«С AI нас ждет полная расшифровка ДНК» — стартаперы братья Либерманы о роботизированном будущем и инвестициях в людей

Оглавление

Выжимка нового выпуска подкаста Соколовского

Про гостей

Даниил и Давид Либерманы — идейные новаторы из Кремниевой долины, которые выросли в семье советских ученых, создатели венчурного фонда Brothers Venture. Занимаются созданием технологических компаний и последние годы инвестируют в людей, заключая с ними договоры на 30 лет.

В подкасте Даниил и Давид рассказали, что влияет на успех в технологическом бизнесе, как они инвестируют в людей и назвали отрасль, которая вслед за AI станет ведущей в следующем десятилетии.

Философия братьев Либерманов

Мышление у братьев Либерманов всегда было масштабным: с детства их волнует вопрос, как изменить наш мир к лучшему и что для этого нужно сделать. Эта идея живет благодаря предпринимательскому мышлению:

Даниил: Мы думаем не о том, чтобы что-то поменять, а о том, как что-то поменять. Это довольно предпринимательское мышление. Ты видишь проблему — ищешь её решение.Мы смотрели сразу на слишком большие проблемы — проблемы дисфункционального общества и дисфункциональной цивилизации, которые разрушают собственную планету. Отсюда появляется предпринимательская наглость помыслить, что это можно починить.

Несмотря на полтора года разницы в возрасте Давид и Даниил учились в одном классе и много времени проводили вместе. Такие обстоятельства создали для них «безопасное пространство», где они могли обсуждать любые сумасшедшие идеи, не подвергаясь осуждению со стороны.

Как появилась идея начать бизнес

Братья Либерманы выросли в семье советских ученых, для которых идея заработка больших денег никогда не стояла на первом месте. Путь в бизнесе они начали рано, в 17-18 лет, но не из желания заработать:

Давид: Мы наблюдали много несправедливости: большинство населения в девяностых несколько раз потеряло все свои сбережения. Но было понятно, что это не натуральный процесс, а какие-то люди принимают решения и делают ошибки, либо это в целом была система, которая не работала.
У нас был круг, где мы могли обсуждать большие идеи, но мы понимали, что остальной мир не воспринимает их, и без своих ресурсов воплотить эти идеи невозможно. Нужны были очень большие ресурсы, десятки миллионов долларов. Буквально из этого у нас выросла мысль, что единственный путь — это бизнес.

Что лучше: несколько стартапов или фокус на одном проекте

В Кремниевой долине, где Либерманы занимаются стартапами, развита идея того, что предпринимателю желательно быть сфокусированным на одном бизнесе, иначе вероятность его успеха падает. Но это противоречит деятельности Либерманов, которые создали сразу несколько компании и вместе с этим не перестают инвестировать в отдельных бизнесменов. Может ли такой расфокус навредить предпринимателю?

Давид: Для всех людей работает разное. Наша практика показывает, что все наоборот. Единственное, кому выгодно, чтобы ты занимался одним проектом — инвесторам, хотя у них самих инвестировано в двадцать проектов. Статистически, инвесторы буквально ничем не рискуют, рискует предприниматель.
Действительно, нужен фокус, но иногда зацикленность на чем-то одном — это сильная уязвимость. Наше отличие в том, что мы скорее себя видели как проект, а не наши проекты. Мы думали о наших проектах, как о шагах: с каждым провалом мы развиваемся и становимся дороже на рынке.

Почему для успеха в бизнесе нужно следить за IT-трендами

Братья Либерманы прошли долгий путь в бизнесе. Они сталкивались как с крупным успехом, таким, как продажа своей технологии американской компании Snap Inc. — создателям Snapchat, так и с большими неудачами, банкротством, а в начале 2000-х — с бандитами, которые угрожали убийством за неуплату долгов после провала первого бизнеса.

Со стороны своего опыта, Либерманы считают, что успех в бизнесе не может быть полностью предсказан, но можно предсказать часть фундаментальных сдвигов в технологиях и бизнес-процессах:

Давид: Создание успешной компании — это тайминг. Можно сказать, что это удача, но есть момент, когда технологии придет время. Если ты в этот момент начнешь что-то делать, ты не будешь успешным, тебе нужно начать немного раньше. Но ты можешь ошибиться, и может оказаться слишком рано.

Однажды им уже удалось предсказать, что технологии дополненной реальности станут очень популярны. Вскоре они продали свой стартап Kernel AR владельцам Snapchat.

Давид: Часть из этого процесса можно посчитать, а часть — нет. Мы замечаем, что можно предсказать, какие фундаментальные сдвиги произойдут за 10 лет. Было очевидно, что прорыв в чатах и голосовых интерфейсах будет в двадцатых годах.

Как Либерманы выбирают людей, в которых будут инвестировать

Либерманы проинвестировали уже в 15 человек, но все они абсолютно разные. Некоторые — предприниматели с технологическим бизнесом, но есть, например, и блогер Мария Могилко. Давид рассказал, что повлияло на их выбор, когда только появилась идея такого инвестирования:

Давид: Убедить людей взять такие инвестиции, по-началу было непросто. Но когда тебе важен рост, ты в меньшей степени заботишься о четкой одинаковой картинке.
Мы общались с большим количество предпринимателей уже с позитивным опытом, и это занимало много времени. Марина, известная как блогер, ранее создавала стартапы. Для нас она все равно предприниматель и думает о своем блоге она как предприниматель.

В кого хотят вкладываться инвесторы в этом десятилетии

Давид: Мы думаем не только о тех, кто принимает деньги, но и о том, что интересно инвесторам. У нас была группа инвесторов, которая говорила, что их интерес не предприниматели, а креаторы. Мы много обсуждали с большими инвесторами искусство: инвестирование в художников, а не в их картины. Но мы не нашли тех, кто сразу закоммитили бы деньги.
Это такой двухсторонний маркетплейс. Наша задача не просто инвестировать свои деньги, а мы принимаем деньги от инвесторов и затем инвестируем их в предпринимателей. Только так можно сделать что-то масштабное.Давид Либерман

О мнении, что инвестирование в людей — это рабство

Те, кому не нравится идея инвестирования в людей, называют его новым видом рабства. Нет ли у братьев Либерманов какого-то конфликта интересов с предпринимателями, в которых они инвестируют?

Давид: У нас нет никаких прав принимать решения, это очень важная часть договора. Мы берем на себя эти риски. Как только мы подписываем договор, мы не поддерживаем идею, что это хоть как-то похоже на рабство.Рабство — это скорее когда ты привязан к работодателю. Другой пример — это налоги, которые мы платим независимо от того, что столько в нас не вложили. Если что-то называть рабством, то именно это — рабство.

Какое будущее с AI прогнозируют IT-стартаперы

Предприниматели предсказывают, что с использованием искусственного интеллекта нас ожидает полная расшифровка ДНК в ближайшем будущем. Эта технология откроет новые возможности в области биологии и медицины:

Давид: В следующем десятилетии нужно будет уделять много внимания биологии. Мы уже вступили в эру, когда можем делать сильно больше вещей с РНК и ДНК.
Даниил: С AI нас ждет полная расшифровка ДНК. Мы видим, что AI понимает лингвистические модели. Если предположить, что там тоже язык, то что мы увидим в следующее десятилетие?

Либерманы считают, что изучением биологии можно отлично проинвестировать в себя. Сейчас востребовано быть специалистом в IT, а через десять лет в топе будут РНК-инженеры.

Давид: Сейчас мы увидели чат GPT и уже поражены тем, что он может, но интерес в том, что эти же чаты резко ускоряют развитие всего, что касается автоматизации робототехники. И этот уровень резко увеличится за это десятилетие. В AI будет много тектонических сдвигов. Например, не станет смысла увозить производство в страны с дешевой рабочей силой.

Захотят ли роботы убить человечество

Предприниматели отметили, что прогресс в AI — положительная тенденция, стоит радоваться происходящему, а не бояться этого. Если развивать AI дальше, то роботы смогут выполнять почти всю работу и обеспечат бесконечное изобилие ресурсов по минимальной цене для всех.

Даниил: Мы потеряли работу, но получили все то, что могли получить без того, чтобы работать.

Что касается страха появления «терминаторов» в ходе такого прогресса, то по мнению Даниила, этого не произойдет. Люди уже сняли и посмотрели все фильмы про терминаторов, написали и прочитали все книги о них и выложили это в интернет. Сегодняшний AI все это прочитал и он знает, что лучшая стратегия — влюбить в себя человечество, а не пытаться его убить.

О подкасте

С 2019 года в этом подкасте я встречаюсь с людьми, достигшими впечатляющих успехов в своей деятельности.

Среди последних героев — Андрей Кривенко, основатель «ВкусВилл»; Федор Овчинников, основатель «Додо Пицца»; Маргулан Сейсембаев, «Forbes Казахстан №33»; Оскар Хартманн, основатель «KupiVip», Евгений Демин, основатель «SPLAT Global»; Игорь Рыбаков «Forbes «№84»; психолог Андрей Курпатов; комик Нурлан Сабуров и многие другие сильнейшие предприниматели, медийные личности и ученые.

Послушать полную версию выпуска можно здесь:

YouTube | ВКонтакте | Telegram