Боги-громовержцы были у всех народов. В славянской мифологии культ громовержца всегда связывался с Перуном. Он был покровителем князей.
В честь Перуна создавались капища, где совершались священные обряды и приносили в жертву быков. В центре капища стоял идол Перуна. Перед идолом стоял жертвенник. К громовержцу обращались, как к живому существу, которое может есть и пить.
Культ Перуна был связан с огнём, с холмами, с дубовыми рощами. У всех южно-славянских народов цветок Ирис германский (Iris Germanica) носит народное наименование «перуник». Его восьмилепестковая форма цветка закладывалась древними зодчими при строительстве геометрической формы капища.
Священным деревом Перуна был дуб. Древняя летопись пишет, что: «Перун бог грома, ему же неугасимый огнь содержан от дров дубовых».
Но как выглядел Перун?
Начнём с конца. Одно из последних изображений Перуна мы можем видеть на Памятнике Тысячелетию России в Великом Новгороде. Бог прячется за спиной Рюрика, где его почти не видно туристам.
Эту скульптурную композицию делал академик Павел Михайлов. Памятник открыт в 1862 году при Александре II.
Громовержец у Михайлова больше похож на скотьего бога Велеса, но официальное описание памятника, дозволенное цензурою, говорит:
«Рюрик стоит в полном вооружении варяжского воина, положив десницу на продолговатый остроугольный щит с обозначением цифры 862. По левую сторону его водружен безобразный идол перуна. Этот же кумир, только сверженный, изображен по другой стороне подле великого князя Владимира».
Интересно, что автор описания памятника особо указывает на "безобразие перуна". Христианская цензура удивительным образом демонизировала языческих идолов. Вот интересные изображения Перуна, Мокоши, Стрибога и Хорса:
Следующим источником, где мы находим изображение Перуна является Радзивилловская летопись XIII века, сохранившаяся в двух списках XV века. Здесь мы находим множество миниатюр, где изображение Перуна выглядит совершенно по-другому, ещё более "безобразно".
С X века русские князья клялись Перуном в текстах договоров Руси с Византией. Об этом говорит не только Радзивилловская летопись, но и «Повесть временных лет» начала XII века.
В 970 году великий князь киевский Святослав Игоревич разделил Русь между двумя старшими сыновьями Ярополком и Олегом.
Согласно Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству. Его мать Малуша имела брата Добрыню.
Дядя Добрыня стал наставником юного Владимира. Он является возможным прототипом богатыря Добрыни Никитича.
Конец десятого века становится переломным для Руси. И когда Владимир оказывается единственным властителем, то он ставит идол Перуна в Киеве на холме, а посадником в Новгороде назначает Добрыню.
Добрыня, по примеру племянника, ставит истукан Перуна в Новгороде на Перыни у берега Волхова. "И приносили ему жертвы новгородцы как богу".
Отсюда, в 985 году, Добрыня ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию. Мир с булгарами заключён был по совету Добрыни, который говорил, что такой богатый народ, носящий сапоги, не будет платить дань, и советовал поискать лучше лапотников.
Так и жили на Руси, но вдруг всё меняется.
Государство принимает крещение. Идолов Перуна срубают одного за другим.
Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
Но народ не хочет отказывается от своих богов. Тогда Владимир силой крестит Киев, а Добрыня силой крестит Новгород.
Известен случай, как жрец Богомил по прозвищу Соловей стал возмущать своих сограждан-новгородцев против новой (христианской веры) и тогда Добрыня у всех на глазах отрубил ему голову топором.
Функции Перуна переходят к Илье-пророку, а затем к Георгию Победоносцу и отчасти Борису и Глебу. Бытовало представление о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея. А у южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.
Но самые удивительные образы Перуна мы встречаем в находках XII века. Здесь Перун выглядит совершенно иначе.
Эти изображения Перуна совершенно не похожи на те образы, которые нам навязывала церковь со времён крещения. Такие образы Перуна гораздо ближе к образу Баала.
Взгляните на фигурку Баала 12 века до новой эры, которая была найдена в Угарите.
Довольно похожи, не правда ли? Но о связи Баала и Перуна поговорим в следующий раз.
Подписывайтесь, будет интересно.