Найти тему

Минсельхоз создаст механизм субсидирования для перевозки дальневосточной рыбы

Оглавление

Для российских рыбаков 2023 год оказался очень удачным: объем лососевых стал вторым по величине результатом за всю историю наблюдений. Но теперь продукцию нужно доставить с Дальнего Востока в центральные регионы страны так, чтобы цена не взлетела до небес. Как хотят поддержать поставщиков и что будет со стоимостью пресервов и других продуктов, выяснил телеканал ОТР.

Субсидированные перевозки

Правительство России до середины апреля создаст механизм субсидирования железнодорожных перевозок продуктов из рыбы. Эту задачу поставил президент Владимир Путин. Объемы добычи рыбы значительно выросли в прошлом году, поэтому Минсельхоз готовит инициативу о дополнительной финансовой поддержке перевозок, сообщили «Известия». Это позволит снизить среднюю стоимость килограмма рыбной продукции на семь рублей, считают в ведомстве.

Более половины объема рыбной продукции, которую Чили и Турция подготовили на импорт, попало в Центральный федеральный округ России, рассказали в Центре агроаналитики. В основном это были аквакультурные семга и форель, а вот иваси практически не привозили.

Аквакультурный лосось популярен в любой сезон, поэтому его завозят в Россию круглогодично. Но ловят эту тихоокеанскую рыбу только летом, да и объем по нечетным и четным годам сильно разнится — все дело в ее жизненном цикле. Пока РФ не может своими силами заместить импортный лосось, поэтому завозная продукция поддерживает баланс на внутреннем рынке, отметили в Центре агронаналитики.

Планируется, что субсидирование распространят на ж/д перевозки лососевых с Дальнего Востока: горбушу, кету, кижуч, нерку и другие виды. Сардина и иваси, вероятно, тоже попадут в программу. Благодаря этому ассортимент отечественной продукции из рыбы в Центральной России станет разнообразнее и доступнее для покупателей.

Как изменятся цены на рыбу

Важно распространить субсидии на перевозку социально значимой рыбной продукции. Например, на фарш из минтая, сельдь и рыбную муку, из которой производят корма, считает глава Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев. Пока такая поддержка есть только для перевозок минтая: из этой рыбы делают примерно половину продукции вроде филе, фарша и сырья для крабовых палочек. Но сейчас субсидия распространяется не на все эти товары.

Что касается лососевых и сардин с Дальнего Востока, субсидии позволят оставить цену на продукцию из них для жителей Центральной России почти такой же, как в регионе вылова. Но добытчики вряд ли снизят стоимость сильнее, предположил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Однако с таким мнение не согласен президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.

«По товарам из минтая субсидия ощутима и составляет около 8% от текущей оптовой цены на мороженый минтай. Фактически она позволяет компенсировать около трети стоимости перевозки минтая с Дальнего Востока по железной дороге», — привел пример Буглак.

Итоговые цены на дальневосточные лосось и сардину зависят от того, насколько подешевеет логистика. А это, в свою очередь, связано с объемом финансирования и механизмом, который предложит кабмин, объяснил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Субсидия на перевозку минтая возмещает примерно шесть рублей за доставку килограмма рыбы. Это где-то одна четвертая стоимости в обычный сезон и одна пятая в пиковый — 24-25 рублей и 30 рублей за килограмм. Речь идет о весомом значении для социально значимого продукта, отметил Зверев.

Зачем субсидировать доставку рыбы

Быстрая доставка рыбы поддерживает разнообразие на рынке и повышает эффективность добычи, ведь промысловые компании получают новые места для хранения продукции. Главный плюс субсидирования перевозок в том, что рыба становится доступнее для людей за счет сокращения издержек на доставку, объяснил Герман Зверев.

Если механизм распространится на пока недооцененную в Центральной России сардину иваси, появится стимул для возникновения новой качественной продукции. Это полноценный аналог сельди — в СССР ее продавали под названием «сельдь иваси». У рыбы нежное и сочное мясо, которое почти не теряет вкусовых качеств при засолке. Иваси забылась только потому, что ушла от дальневосточных берегов после распада СССР, но в 2018 году промысел возродили.

В 2023-м улов лососевых на Дальнем Востоке стал самым богатым, добыча сардины тоже растет. Эта тенденция сохранится и в ближайшие годы — возможный объем будет на уровне миллиона тонн, заявил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, вице-президент ассоциации рыбаков и экспортеров Георгий Мартынов​.

Но проблема в том, что основной промысловый центр России находится в 10 тысячах километров от остальных территорий. Даже у Китая логистика сейчас проще, отметил Мартынов. Железная дорога загружена, однако проблему может решить новый БАМ. Специалист выразил мнение, что к поддержке железнодорожной доставки стоит добавить субсидирование автоперевозок.