Анна Ахматова – это символ эпохи, женщина, чья судьба и творчество неразрывно связаны с историческими событиями России первой половины XX века. Ее личная жизнь и поэзия наполнены радостями и болью, любовью и предательством, надеждами и отчаянием революционных и послереволюционных лет.
В кругу кровавом день и ночь
Болит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома.
Исторические события начала XX века в России, включая Русскую революцию 1917 года и последующий гражданский конфликт, оказали глубокое влияние на жизненный путь и творческую деятельность Анны Ахматовой. Эта эпоха, полная политических потрясений и социальных изменений, проникла в саму суть ее поэзии, заставляя ее строки гудеть от отголосков общенародной трагедии.
Почему сердце Ахматовой так болело за происходящее?
Она провела свои детские и юношеские годы в среде дворянства, воспитываясь в духе высшего аристократизма. Анна училась по азбуке Льва Толстого, а ее душа впитывала атмосферу Царского Села, Мариинской гимназии и Севастополя. Анна Ахматова была потомком той старинной России, которая исчезла в один момент в 1917 году.
Ее первое столкновение с новым Советским режимом случилось в 1921 году, когда петроградская власть арестовала ее бывшего супруга, отца ее сына, выдающегося русского поэта – Николая Гумилева. Его обвинили по явно сфабрикованному делу в контрреволюционной деятельности, и уже через три недели расстреляли.
История странных отношений с Гумилевым у Анны продолжались очень долго и начались ещё в Царском Селе, когда поэтессе было 15. Семнадцатилетний Николай влюбился в хрупкую девушку с огромными глазами, но Ахматова (на тот момент Горенко) его не замечала. Четыре предложения руки и сердца, шесть долгих лет ожидания.
Когда в семье Горенко случилось горе – отец ушел из семьи к любовнице, – Аня тут же написала Гумилеву.
Не люблю, но замуж пойду. Пусть будет как будет.
Они не виделись 4 года, но Николай бросил все и примчался на крыльях любви.
Сразу после свадьбы он резко высказался: «Я не понимаю и не люблю твои стихи». Гумилев дал ей прозвище Акума, что в переводе с японского означает «демон». Его отношение было острым и ироничным.
Анна молчаливо выносила эти насмешки. Она записывала для него статьи, готовила еду, рубила дрова. Он запретил ей заниматься поэзией. Ахматова подчинялась этому запрету некоторое время. Однако выход из этого замкнутого круга для Анны был трагичным. Поэтесса внезапно узнала о том, что как бы сама и предсказала.
«По такой лестнице только на казнь ходить...» – ее знаменитые слова Гумилеву за двадцать пять дней до ареста и за пятьдесят до расстрела.
26 августа 1921 года Николая Гумилева казнили.
В браке Анна Ахматова родила сына Льва Гумилева. Большую часть жизни мальчик воспитывался бабушкой Анной Ивановной Гумилевой в родовом имении отца. Но в 22 года приехал к матери в Ленинград и поступил на исторический факультет университета. Учиться молодому человеку не дали – арестовали практически сразу. Несмотря на то, что у полиции еще не было достаточно доказательств, чтобы отправить его в тюрьму на долгое время, с задержками не затягивали. После возвращения из тюрьмы НКВД ему с большим трудом удалось вновь зарегистрироваться на факультете, но его снова арестовали. На этот раз приговорили к 5 годам в лагере.
Муж в могиле,
Сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Гумилев младший смог выйти из лагеря и пойти на фронт воевать. После этого Лев пытался восстанавливать свою жизнь и честное имя. После того, как Жданов выступил с речью о том, как Ахматова негативно влияет на советскую литературу, сына поэтессы выгоняют из аспирантуры.
Даже после этого Гумилев смог защитить кандидатскую диссертацию и отправился в археологическую экспедицию на Алтай. Однако это его не спасло — его нашли и арестовали. В этот раз ему назначили в два раза больший срок — 10 лет в исправительных лагерях, сперва около Караганды, а потом под Омском.
Лев Гумилев писал о себе: «Первую половину жизни я сидел за папу, вторую половину — за маму».
В 1939 году Советское правительство приняло решение включить Анну Ахматову, мать репрессированного сына, в Союз писателей СССР и снова начало публиковать ее стихи, но при этом держать ее под контролем. В 1941 ее работы регулярно печатали, а также организовывали выступления. Эта поддержка продолжалась и после войны, что было видно, например, по теплому приему на встрече в Москве, где ей устроили громкие овации. Но это не понравилось ведущему партийному деятелю Жданову, который в 1946 году сделал резкое заявление против Ахматовой и Зощенко, критикуя Ахматову за ограниченность поэзии. Он писал про поэтессу: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой».
Когда вождь умер и начался период «оттепели», Ахматову снова начали публиковать, приглашать на мероприятия и награждать премиями. Ее вклад в литературу наконец оценили: она была дважды номинирована на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии, а Оксфордский университет присвоил ей степень почетного доктора литературы. За год до своей смерти она выпустила свой последний сборник стихов «Бег времени».
Анна Ахматова скончалась в одиночестве в санатории рядом с Москвой 5 марта 1966 года, спустя 13 лет после смерти Сталина.
В этот день ее сын пришел навестить ее в больницу, но ему не разрешили видеться с матерью. Врачи сказали, что она нуждается в покое. Через несколько часов Анна Ахматова умерла.
Сын так и не перестал жалеть, что не смог попрощаться с матерью до конца своих дней. Он сам организовал похороны – едва хватило денег, чтобы купить простой гроб и деревянный крест с табличкой.
Лев Гумилев вместе со своими студентами собственными силами построил памятник своей матери. Они собирали камни, где могли, и построили из них стену, символизирующую тюрьму «Кресты», возле которой Анна Ахматова стояла с передачами своему сыну. Сперва в этой стене была ниша, напоминающая тюремное окошко, но позже её закрыли рельефом с изображением поэтессы.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась
(Последняя с морем разорвана связь),
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Приглашаем вас присоединиться к нашему сообществу. Наш Клуб Писателей – это не просто место, где мы обсуждаем идеи, это целый мир возможностей, который ждет вас!
Если вы готовы встретить заряд творчества каждый день, разделить радости и вызовы писательского пути, то вам просто необходимо стать частью нашего сообщества. Давайте вместе исследовать тайны слов, перевоплощаться в разные образы и создавать произведения, которые зажгут в сердцах читателей яркие огни.
Готовы начать? Присоединяйтесь к нам уже сегодня, перейдя по этой ссылке👉 Клуб писателей.
Вместе мы сможем преодолеть любые творческие барьеры, откроем для себя новые горизонты и вдохновим друг друга на большие и невероятные события. Пусть каждый наш виртуальный шаг приближает нас к завораживающему миру слов и идей.Присоединяйтесь к Онлайн-Клубу Писателей и дайте своим идеям крылья!