Стихотворение «Иней» Б. Л. Пастернака находится в переходном к позднему этапу творчества цикле «Переделкино». С одной стороны, тема конца неповторимой жизни, в отличие от бесконечно воспроизводящегося цикла смертей и возрождений природы, открывается в образах обманчивого порядка и недоверия. С другой стороны, творческий дар поэтического видения привносит семантику утешения. Самое удивительное событие, происходящее с лирическим героем, – обнаружение соответствий: торжественная гармония окружающей природы оказывается репрезентацией гармонии поэтической, например, четверостишия А. С. Пушкина. Таким образом, мир повседневный становится продолжением идеального. Открытие это требует усилий самого героя, который от разлада между человеком и миром переходит к диалогу с царством природы, к надежде быть услышанным.
Благодарности: Работа выполнена при поддержке научного семинара в «Лаборатории герменевтики» Кемеровского государственного университета, под руководством д-ра филол. наук, проф. Л. Ю. Фуксона. Для цитирования: Аксёнова А. А. Реминисценция сказки А. С. Пушкина о мёртвой царевне в стихотворении Б. Л. Пастернака «Иней» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 2: Филология. С. 99–105. DOI 10.25205/ 1818-7919-2024-23-2-99-105
Ссылка на полный текст: https://nguhist.elpub.ru/jour/article/view/1860/1064