Всем привет! Давненько я не писал статей, и вот пришло время. В этом материале я кратко расскажу о таком направлении в буддизме как Тхеравада. Эта статья может быть для вас полезна, если вы начинающий буддист и знакомитесь с разными школами, или если вы просто хотите больше узнать об этом направлении.
Итак, Тхеравада - древнейшая из существующих на данный момент школ буддизма. Когда-то их было несколько, но до наших времён дожила лишь одна. О ней и пойдет речь.
Часто выделяют два крупных направления в буддизме - Махаяну (она же - Большая колесница) и Тхераваду (Учение старейших). Раньше распространено было название Хинаяна, или Малая колесница, однако сейчас оно почти не используется.
Тхеравада распространена в странах Юго-Восточной Азии: Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на острове Шри-Ланка. Сейчас популярность обретает так же и в странах Запада, в особенности, в США.
Основным языком тхеравадинов является пали, это древний индийский пракрит. На нем написаны все основные книги, в особенности - Палийский канон, получивший таким образом свое название. Буддисты Махаяны же используют в качестве лингва франка санскрит. Данная деталь не столь уж и незначительна, ибо многие термины могут довольно сильно отличаться на двух языках.
В отличие от Махаяны, где высшей духовной целью становится бодхисаттва, в Тхераваде это архан. Если очень коротко и по-простому, то бодхисаттва это сущность, которая не обретает окончательной нирваны и вместо этого ставит сеье целью помочь обрести нирвану живым существам. Архан же это человек, достигший вершины духовного развития, который после смерти перейдет в ниббану (нирвана и ниббана это разные чтения одного и того же слова - на санскрите и пали соответственно).
Еще одна разница заключается в том, что согласно учению Тхеравады, стать арханом может только монах, так как это возможно только при отказе от мирских удовольствий, мирской суеты. Соответственно, и нирвану можно обрести только будучи монахом. По этой причине в странах Юго-Восточной Азии монахи издревле пользовались большим уважением. Миряне же могут рассчитывать на накопление благих заслуг, чтобы в следующей жизни достичь Просветления уже в качестве монаха или вовсе в высших сферах.
В совокупности предыдущие два пункта позволяют сделать вывод о том, что тхеравада направлена больше на личное достижение Просветления, идя по пути монашества. В Махаяне же наоборот, цель - помочь достичь Просветления всем живым существам. Конечно, от школы к школе это варьируется, но довольно часто имеет место концепция прижизненного становления Буддой. В то время как в Тхераваде это невозможно. К слову, концепция того, что в каждом существе и даже предмете есть сущность будды - махаянская. По поводу невозможности достичь Просветления мирянином можно поспорить, ибо в Палийском каноне есть свидетельства обратного, однако это не относится к настоящей теме
В Тхераваде духовный путь в сущности довольно прост. Нет, дело не в том, что его пройти очень легко, а в том, что он поэтапен и эти этапы довольно таки понятны. Коротко это можно охарактеризовать как накопление благих заслуг и отбрасывание неблагих поступков, мыслей, взглядов и т.д. По сути - следование Восьмеричному пути. При этом крайне важным является достижение джан. Минимум четырех. В Палийском каноне неоднократно описывался этот путь от Вступившего в поток до Архана. Этот момент мы рассмотрим в другой раз.
Так как в Тхераваде нет понятия махаянского бодхисаттвы, то нет и культа этих бодхисаттв. Нет в Тхераваде многих сутт (сутр), используемых в Махаяне. Не используется и тантры из тантрического буддизма (как в Тибете).
Небольшая деталь - буддисты-монахи Тхеравады носят оранжевые одежды.
В Тхераваде принято соблюдать Упосаттху. Это аналог христианских постов. В частности, в полнолуние, в новолуние и в сезон дождей (это несколько месяцев, обычно лето-осень). В эти дни не принято принимать пищу после полудня, строго соблюдать как Пять основных обетов, так и дополнительные (например, не заниматься увеселительными мероприятиями и не спать на высокой удобной постели). Чтобы вас это не пугало - по бОльшей части, эти правила для монахов, миряне же сами вольны принимать решение о соблюдении Упосаттхи. В буддизме нет карающего бога, и нет понятия "грех". В конце концов, тяжелая трудовая жизнь это самое лучшее условие для постижения арханства (это возвращаясь к причинам почти невозможности этого для мирян).
Таким образом, Тхеравада это хороший выбор для начинающего буддиста. Главный плюс,по моему мнению, это относительная простота правил и положений учения, без обилия сложных и замудренных метафизических концепцией. Вот ты, вот Путь. Поступай вот так, делай вот так. Если ты прямо горячо проникся - становись монахом.
В русско-язычном сегменте интернета есть замечательный сайт Тхеравада.ру. На нем вы сможете найти как тест Палийского канона, так и многочисленные подробные статьи об этой школе. На сим прощаюсь)