В 2024 году сотрудники Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа завершат реставрацию Альбома проектов ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже.
Альбом поступил в Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа в 2004 году. Этот уникальный памятник представляет собой собрание рисунков разного формата и размера, выполненных в различных манерах и техниках – акварелью, гуашью, тушью, белилами, карандашом. Одни эскизы занимают весь альбомный лист, другие настолько миниатюрны, что на одной странице помещается несколько десятков. Каждый рисунок сделан на бумажном или картонном фрагменте и приклеен к альбомному листу.
На 60 страницах с обеих сторон размещено 1283 рисунка – от лёгкого карандашного наброска до работ, выполненных на грунтованной или тонированной бумаге. Эти эскизы являются своеобразной ретроспективой творчества мастеров прославленной фирмы. Самый ранний из них можно датировать 1879, самый поздний – 1909 годом. На многих имеются официальные штампы и подписи фирмы Карла Фаберже.
В альбоме собраны эскизы ювелирных украшений – диадем, ожерелий, браслетов, подвесок-кулонов, брошей, юбилейных значков, копий со скифских изделий. Среди них, рисунки Агафона Фаберже, младшего брата Карла и наброски, подписанные самим Карлом Фаберже. Некоторые изображения имеют штампы ювелирной мастерской Альберта Хольмстрема, одной из ведущих в фирме.
В художественном отношении альбом отражает все этапы развития стилей второй половины XIX – начала XX. В нём есть яркие образцы в духе неорококо, изящные проекты в стилистике неоклассицизма и модерна.
Однако состояние рисунков требовало вмешательства реставраторов. Значительные поверхностные загрязнения, механические повреждения и повреждения красочного слоя вели к постепенному ухудшению общего состояния сохранности миниатюр. Для предотвращения и нейтрализации разрушительных процессов, требовался полный комплекс консервационных и реставрационных работ.
Такие работы велись поэтапно в течение многих лет. Теперь, благодаря соглашению, заключенному с компанией «Парюра», появилась возможность завершить их.
Финальный этап предусматривает проведение реставрационных работ на 327 эскизах (18 альбомных листах). Это фотофиксация, удаление поверхностных загрязнений, ослабление желтизны и выведение продуктов распада из бумажной основы рисунков, укрепление красочного слоя, укрепление и стабилизация бумажной основы, восстановление потемневших свинцовых белил, выполнение необходимых тонировок, а также подготовка к последующему хранению и возможному экспонированию.
Реставрацию проводят художники-реставраторы Лаборатории научной реставрации графики: Елена Татарникова, Татьяна Сабянина, Елизавета Бограчева, Елена Рудакас, Динара Мамина, Александра Матыцына, Михаил Семёнов, Варвара Серова, Екатерина Соколова, Полина Сушко. Научный руководитель проекта – хранитель Отдела истории русской культуры Александра Лукьянчикова.
Проект осуществляется при поддержке компании «Парюра».