Не все исследователи индуистской традиции согласятся с тем, что он четко определяет разницу между добром и злом (дхармой и адхармой), но все-таки определенную границу выделить можно. При этом значение и определение добра и зла в индуизме отличаются от того, что мы традиционно понимаем под этими словами.
Согласно индуистским писаниям, добро представлено чистотой (саттвой), светом, балансом, бессмертием, порядком, добродетелью и самоотверженностью. Зло представлено нечистотой (тамасом), тьмой, дисбалансом, крайностью, хаосом, греховным поведением и эгоизмом.
Основным критерием отличия добра от зла является намерение. В индуизме все эгоистические намерения являются злыми, а все бескорыстные намерения хороши, какими бы тривиальными они ни были. Так же как и действия и желания, которые возникают из них.
Добро и зло в контексте кармы
Если человек самоотверженно служит другим и Богу, то он находится на праведном пути (дхарма), а если эгоистично живет лишь для себя и служит своим корыстным интересам, то он идет по греховному пути (адхарма). Добрые действия ведут к хорошей карме (пуньям), а злые действия ведут к негативной карме (папам).
Хорошая карма (пуньям) ведет к освобождению от цикла рождений и смертей, миру и счастью, тогда как греховная карма (папам) ведет к страданиям, перерождению, резким поворотам судьбы и, в крайних случаях, к неизбежному падению в темные и низшие миры или ады (Нарака). Существует также серая зона или средняя, сочетание добра и зла, представленное возрождением, смертностью и страданием, которое во многом и выливается в наше существование на земле.
Согласно индуистским текстам Пуранам, Бог стоит между порядком и хаосом или, образно говоря, между добром и злом. И само существование определяется постоянной борьбой между порядком и хаосом или добром и злом. Боги (дэвы) условно добрые, а демоны (асурры) условно злые. Люди находятся посередине, имея в себе качества и того и другого. Темные силы (демоны или асуры) постоянно нарушают божественный порядок (Дхарму), установленный Господом Вселенной (Ишварой), тогда как боги, олицетворяющие свет и наслаждение, стремятся поддержать его, исполняя свою роль под его бдительным взором.
Именно для восстановления дхармы или порядка на землю приходят аватары Вишну - хранителя Вселеннной.
При этом в писаниях четко прослеживается мысль о том, что добро и зло делают одно дело, и одно без другого не может существовать. Это видно на примере знаменитого мифа о Самудра Мантан - Пахтании молочного океана богами и демонами вместе, чтобы добыть Амриту - нектар бессмертия.
При этом весь мир - это поле битвы богов и демонов. Люди часто оказываются между участниками этих космических битв и становятся невольными свидетелями и главными страдальцами в игре Ишвары. Их жизни и судьбы зависят от их выбора и от того, встанут ли они на сторону дхармы или адхармы.
Такая борьба происходит в каждой дживе (живом существе, душе) на Земле, и особенно в людях, обладающих разумом и самосознанием. Божества также присутствуют в наших телах, поскольку человеческое тело создано по образцу макрокосма (Вираджа). Оба находятся под властью Смерти и Времени, которые считаются высшими проявлениями Брахмана.
Добро и зло в органах человека
Здесь можно провести аналогию, сказав, что как люди "предназначены" для Бога, так и органы тела - для людей. Они предназначены для использования людьми в праведных целях для поддержания дхармы. Если их использовать в корыстных целях, они будут накапливать грех и страдать от последствий. Если же их используют для бескорыстного служения и жертвенных действий, как ритуальных, так и духовных, они накапливают похвальную карму и наслаждаются ее плодами.
Таким образом, человеческая жизнь формируется кармой, накопленной в результате добрых и злых поступков. Более того, если эти действия совершаются как подношение Богу с жертвенным отношением, отказом от желания получить их плоды, ни одна из карм не накапливается, и те, кто практикует это, в итоге освобождаются.
Согласно Упанишадам, все органы тела подвержены эгоистическим желаниям и намерениям и, следовательно, злу.
Дыхание (прана) является единственным исключением. Вы можете видеть это сами. Разум человека управляет органами его тела. Они действуют в соответствии с нашими добрыми и злыми (или бескорыстными и эгоистичными) мыслями или намерениями. Они следуют нашей воле. Наш разум может контролировать их и направлять по своей воле.
Однако с дыханием дело обстоит иначе. Оно не находится под нашим контролем и не следует нашей воле, намерениям или командам разума. Оно остается под контролем нашей автономной нервной системы. Поэтому, хотим мы этого или нет, наше дыхание продолжает течь непрерывно.
Таким образом, дыхание неуязвимо для злых мыслей и намерений. Зло не может его пронзить.
Это хорошо иллюстрируется в Брихадараньяка-упанишаде в истории, в которой говорится, что однажды боги и демоны боролись за контроль над человеческим телом. Боги пытались защитить органы от демонов, но последние сумели пронзить каждый орган злыми желаниями и намерениями и подчинить их.
Под влиянием демонов глаза, уши, нос, речь, кожа, язык и т. д. поддавались искушениям и совершали действия, охваченные желаниями. Каждый раз, когда боги пытались защитить их, демоны захватывали органы и побеждали их.
Однако когда дело дошло до дыхания (праны), демоны ничего не могли сделать. Они не смогли пронзить его корыстными желаниями и погибли. Следовательно, дыхание считается очистителем, хранителем, контроллером и господином всех органов тела. За исключением дыхания (праны), остальные органы тела поддаются эгоистическим желаниям.
Именно поэтому дыхание считается превосходящим все органы и процессы в теле, а пранаяма (контроль дыхания) используется в йоге для очищения ума и тела.
Джаярам В.
Читайте также: