Найти в Дзене
Русый

Простые причины падения популярности инженерных профессий

Уже достаточно давно и часто идёт дискуссия о проблеме дефицита кадров инженерных профессий, да и в целом дефицита кадров рабочих профессий. Мол, менеджеров, юристов, экономистов и прочих программистов пруд пруди, а вот высококвалифицированных инженеров и рабочих приходится днём с огнём искать. Как всегда в таких случаях бывает, пытаются искать причины такого положения дел и даже периодически всплывают призывы к проведению неких программ по привлечению привлекательности данных профессий. Говорят много, делают ещё меньше, а в итоге воз и ныне там.

Закономерным результатом бездействия в данном вопросе являются, например, большие трудности по набору специалистов на военные заводы, которые сейчас усиленно производят снаряды и технику. Непростая ситуация и в строительстве, и в железнодорожном транспорте, и в научных отраслях. Людей, особенно по-настоящему толковых и грамотных, не хватает.

Когда дело касается поиска причин, приводят целый ворох всяких разных предположений, в которых можно окончательно запутаться и ничего не понять. Понятно, что практически любая серьёзная проблема очень редко вызвана только лишь одной причиной - как правило, причин всегда много и все они дают накопительный общий эффект, приводящий к итоговым последствиям. Однако всегда можно выделить несколько главных, ключевых причин, решение которых хоть и не решит проблему целиком, но уж точно очень сильно улучшит ситуацию.

По поводу дефицита инженерных кадров не нужно залезать в философские дебри и искать "тонкие материи". Достаточно просто открыть любой сайт или приложение по поиску работы. И очень многое станет ясно.

Ищем вакансии по специальности "инженер-конструктор", смотрим зарплату. Понятно, что разброс достаточно большой, в зависимости от должности (рядовой сотрудник/руководитель проекта и т.п.), от специализации, от стажа работы. Но если оценивать в целом, то зарплата обычного инженера варьируется в пределах 65-110 тыс. рублей (я рассматриваю Санкт-Петербург).

Теперь смотрим другую вакансию, например "Курьер на личном транспорте". В обязанности курьера входит доставка определённого груза до конечного потребителя, используя личный транспорт. Что по зарплате? А в целом там точно такие же цифры, как и у инженерных специальностей, те же 65-110 тыс. рублей.

У меня нет досконально точных данных, какие реальные зарплаты получают люди по выбранным вакансиям, ибо нарисовать цифры на сайте можно очень и очень красивые, а на практике всегда всплывают непредвиденные условия, по которым твоя зарплата становится гораздо скромнее, чем было в объявлении. Но если допустить тот факт, что и компания по набору инженеров, и компания по набору курьеров врут одинаково, то можно с уверенностью утверждать, что зарплаты очень схожи.

А теперь внимательно почитаем требования к этим вакансиям.

Инженер-конструктор должен:

  • иметь высшее образование по своей специальности;
  • иметь стаж работы 1-3 года;
  • знание нормативной документации по специализации (ГОСТы, СНИПы и проч.;
  • знание и умение работы в необходимых компьютерных программах (AutoCad, SCAD, Solidworks и проч.)

Требования к курьеру:

  • иметь личный транспорт;
  • иметь права категории В;
  • знание города

Рыба, как известно, ищет где глубже. А человек ищет, где проще. Бесспорно, найдутся люди, которые не боятся трудностей и упорно будут учиться и добиваться своего. Но если мы рассматриваем вопрос именно о массовом привлечении молодых людей к инженерным и рабочим специальностям, то мы не можем проигнорировать приведённое выше сравнение. На одной чаше весов мы имеем целый ряд узкоспециализированных требований, навыки по которым нужно оттачивать годами и потратить немало времени и терпения. На второй чаше весов - простая и понятная процедура, доступная любому человеку, имеющему автомобиль и умеющему уверенно водить. Что выберет человек в общей своей массе?

Всё что я сейчас пишу - ни в коем случае не является претензией к профессии курьера. Все работы важны и нужны, и вакансию курьера здесь можно с лёгкостью заменить на любую популярную ныне профессию. Ключевая мысль моего повествования в том, что любой человек всегда тянется туда, где платят побольше и где работа попроще. Вот в чём суть. Да, можно всегда отметить, что более сложные профессии в перспективе могут дать более высокую должность и более высокий доход. Однако все прекрасно понимают, что из 100 начинающих свою рабочую деятельность инженеров хорошо если человек 15-20 дорастут до высоких должностей. Всем остальным придётся всю жизнь работать обычными трудягами с обычной зарплатой. Есть ли смысл в таком риске?

И уж точно я не хочу сказать, что курьеры (или какая-то другая модная нынче профессия) зарабатывают несправедливо много и работают несправедливо мало. Им платят ровно столько, сколько могут себе позволить платить их работодатели. А вот почему научным и инженерным кадрам работодатели не могут предложить привлекательные условия - это уже важный вопрос. И именно в этом надо разбираться.

Причины такого положения дел по существу понятны. Вопросы организации экономики отданы всецело на "рыночные отношения". Когда дело касается слова "рынок", то никакого порядка ты там не ищи. Порядок есть только в учебниках по рыночной экономике, а на жизненную практику он не распространяется. Всё что прибыльно - то цветёт и развивается. Всё что убыточно - чахнет и умирает. Законы просты и никто в них не спрашивает, сколько ты усилий затратил и сколько лет упорно учился.

Поэтому в следующий раз, когда вы услышите очередной разговор про необходимость повышения престижа рабочих, научных и инженерных профессий, внимательно поинтересуйтесь, о чём там речь. Если там говорят в "знаменитом" медведевском стиле "Учитель - это призвание, а зарабатывать деньги идите в бизнес" - то ничего решено не будет. Можно сколько угодно говорить о престиже, о долге, об историческом значении - но без денежного подкрепления всё это останется лишь благими намерениями.