Экскурсии по Челябинску уже прочно завоевали свою нишу в сфере развлечений. Один из маршрутов — прогулка по монастырской заимке в Ленинском районе. Полтора века спустя здесь сохранился островок почти нетронутой истории. Вместе прогуляться нас пригласила команда проекта «Челябинск пешком». Нам, конечно, показалось любопытным поглядеть на старинные объекты. Но на дворе разгар февраля, холод и вьюга. Пришлось пройтись или пробежаться? Как это было? И что узнали?
Десяток человек закутываются в шарфы по самые кончики носа — и ниже натягивают на брови капюшоны. В непогоду суровой уральской зимы мы отправляемся на экскурсию по загадочной и старинной территории города.
В глубине Ленинского района затерялся не только знаменитый сад Плодушка, но и другие достопримечательности, оставшиеся от некогда обширной территории женского монастыря. Которую сегодня со всех сторон обступают современные постройки и многоэтажки.
И начинаем мы с водного сердца этих мест — пруда Девичьи слезы.
— Когда-то эта территория называлась Богомазовский лог, — начинает прогулку гид проекта «Челябинск пешком» Юлия Кузнецова. — Сам пруд находился между двух ключей — Девичьего и Казачьего. От Девичьего ключа начинался одноименный ручей, он тек в озеро Смолино. Сейчас ручей не видно, но можно догадаться, где он проходил — ближе к озеру находятся поселки, где остались небольшие болота.
Когда монахини в середине XIX века пришли на эту территорию, здесь уже существовал овраг. Его углубили, придали ему очертания. И стали использовать получившийся пруд для своего хозяйства. Но в советские годы название затерялось, и место стали называть просто — котлован.
— Бытовала история, будто тут собирались построить дом, но стройка сорвалась, и остался только котлован. Сюда бегали купаться все мальчишки. И только с возрождением монастыря вернули историческое название в честь Девичьего ручья, — говорит гид.
Несколько лет назад пруд благоустроили — почистили, заполнили водой, обустроили пешеходные дорожки. Летом здесь запускают фонтан, а с недавних пор доброй традицией в хорошую погоду стали концерты у воды.
Пруд — еще одна часть большой территории, которую когда-то отдали в пользование Одигитриевскому женскому монастырю. Отсюда и название: монастырская заимка — это слово означает занятие свободных земель для поселения и ведения хозяйства.
— Это план всей монастырской заимки, — показывает гид. — Раньше на территории Ленинского района были болота и перелески, здесь никто не жил — кроме первопоселенцев-казаков. Но вот в 1864 году сестрам Одигитриевского женского монастыря выделяют большую территорию площадью 55 десятин, или примерно 50 гектаров. В современных границах — это квадрат между улицами Гагарина, Энергетиков, Дзержинского и Гранитной.
Монахини здесь начинают вести хозяйство, заниматься земледелием, разводить скот. И разбивают большой сад — так появилась та самая Плодушка.
Мы отправляемся на территорию нынешнего монастыря. Он был восстановлен только в 2015 году. Но история у него — древняя и идущая параллельно всей судьбе города.
Основные постройки монастыря находились в центре Челябинска, где сегодня расположена гостиница «Южный Урал». Обитель просуществовала с середины XIX века до 1921 года — храм, что находился в центре города, был разрушен в годы Революции. В Ленинском же районе часть построек сохранилась — хоть и потеряла свое изначальное предназначение.
С 1931 года и до 90-х здесь разместилась мичуринская плодовоовощная станция, которая занималась изучением и сохранением высаженных монахинями культур. Благодаря чему яблони и груши Плодушки до сих пор могут попробовать горожане.
На экскурсии подробно расскажут обо всех этих годах — от основания до разрушения монастыря. О возрождении уже в нашем веке. Когда взяли одну из уцелевших хозяйственных построек, надстроили, увенчали куполами и колоколами. Так и получился компактный храм, затерянный прямо среди жилых дворов.
В 2021 году, к столетию закрытия монастыря здесь устроили целый мемориальный комплекс. С могилами, памятникам, поклонным крестом. Была открыта и памятная стена — с фотографиями и документами о непростой судьбе обители.
А еще на каменном мемориале можно позвонить в колокола — они действующие, «поющие», и чудом пережили революционное время. У каждого — свой голос.
Мы заходим в один из боковых приделов храма, чтобы погреться. Обычно центральное помещение открыто для желающих, но в момент экскурсии там проводятся богослужения.
Впрочем, монастырь сегодня — учреждение не только религиозное. Здесь есть своя библиотека, где собраны издания об истории района и заимки (и обратиться сюда может любой желающий), проводятся лекции и кружки, действует воскресная школа. Все это находится в отдельном корпусе, к которому вплотную расположилось закрытое для посетителей здание с монашескими кельями. Тем не менее, в планах у гидов договориться с сестрами о приоткрытии и этой тайны.
Территория монастыря стала местом притяжения не только для верующих. Здесь просто любят прогуливаться и местные жители — как бы странно на первый взгляд это ни звучало.
Территория вокруг храма благоустроена как небольшой сквер — здесь есть скамьи, беседки, а весной и летом здесь все утопает в цветах. Можно полюбоваться растительностью, почитать книгу, да и просто побыть наедине с собой.
Удивительно, но здесь же по соседству, на небольшом участке земли между нынешним храмом, Подушкой и большим гипермаркетом, собираются возвести новый большой собор Одигитриевского монастыря.
— Строится он полностью на пожертвования. Уже обустроен цокольный этаж, — добавляет Юлия Кузнецова.
Впрочем, учитывая, сколько времени возводился храм на Северо-Западе Челябинска, кажется, эта история пока не ближайших лет...
Следующую экскурсию по монастырской заимке гиды обещают повторить уже в более теплое время — когда в Плодушке начнется цветение тех самых яблонь, высаженных челябинскими монахинями более века назад...
Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челгида» ВКонтакте — еще больше событий, развлечений, полезной информации!