Молитва – это встреча двух тайн. Часть 3
О достижении исихии или безмолвия
Разумеется, человеку очень трудно сосредоточиться. Сегодня мы уже говорили о важном аспекте молитвы. Молитва имеет много измерений, и одно из них – это проблема, о которой вы говорите: как собраться с мыслями, чтобы по-настоящему молиться.
Действительно, сосредоточение ума – это очень сложное дело. Святые отцы Церкви часто говорят об этом, считая это следствием грехопадения, то есть болезнью ума.
Первое, что нужно сделать, когда мы начинаем жизнь согласно учению Христа и у нас появляется много мыслей, – это не беспокоиться об этом. То есть когда какая-то мысль приходит ко мне во время молитвы и я мучаюсь вопросом, почему меня посетила эта мысль или почему это происходит, тогда проблема возрастает. Преподобный Порфирий говорит: «Когда ты молишься, не молись с тревогой и паникой, потому что если ты о чем-то молишься в таком состоянии, то это усиливает в вас тревогу и беспокойство». То же самое происходит и с мыслями. Вы должны понять, что это нечто естественное – так устроен наш ум. Неисцеленный ум не может оставаться спокойным, он концентрируется на чем-то одном, а затем переходит на что-то другое, создает сценарии, ужасные сценарии. Например, твой ребенок задерживается в школе, поздно возвращается домой, и твой ум начинает «писать» сценарии – он придет домой избитый, он с одноклассником подрался, и его забрали в полицию и так далее. Или у нас возникают другие мысли – о клевете, ревности, зависти... Это надо воспринимать спокойно, в таких ситуациях говорить себе:
– Это нормально, все хорошо, успокойся, расслабься, продолжай молиться.
Один старец говорил нам, что когда ты находишься в храме и твой ум где-то блуждает, то ты начинаешь думать о посторонних вещах. Начинаешь думать о том, что ты будешь кушать на обед, что сегодня будешь делать. Или начинаешь думать о муже, детях и обо всем остальном, что тебя мучает и беспокоит. Ни о чем не беспокойся, соберись с мыслями и снова «вернись» в храм. Если твой ум где-то заблудился, верни его в храм, но сделай это нежно, доброжелательно, спокойно, а не с волнением, тревогой, чувством вины и навязчивостью, потому что это усиливает беспокойство, а тревога усиливает худые помыслы.
Как мы должны исповедовать свои помыслы священнику? Мы приходим к батюшке и говорим ему:
– Батюшка, ко мне в голову приходят такие, такие и такие помыслы.
Я не занимаюсь анализом помыслов, мне это не нужно, потому что это не всегда помогает. У меня бывают блудные, гневные помыслы и так далее. Когда ты раскрываешь свои помыслы, они теряет свою силу. Это исцеляет. Это все равно, что переживая какое-то горе, ты рассказываешь о нем своему другу и сразу же чувствуешь облегчение. Насколько сильнее облегчение на духовном уровне – ты делишься со священником своим страданием и сразу же чувствуешь облегчение.
Другая важная вещь – нужно стараться чаще причащаться. Без Причастия Святых Христовых Таин наш ум, по словам святых отцов, становится либо темным, либо демоническим. Необходимо чаще принимать Святое Причастие. Все это мы должны делать с Божией благодатью и постепенно, потому что это не только человеческая дело – необходимо и Божия помощь, и Божия благодать. Так помыслы постепенно уменьшатся. И ты увидишь, что тот, кто упражняется в молитве, постепенно, по милости Божией, начинает легче входить в такое состояние, когда он не будет сильно рассеиваться, будет собираться с мыслями, тогда как у других это займет больше времени, а, возможно, они и вовсе не смогут сосредоточиться на молитве.
Давайте не будем совершать большую ошибку: когда молитва прекращается, ум блуждает, мы зеваем, это тяготит нас и мы говорим:
– Что я сделал сейчас? Я ничего не сделал.
Или:
– Батюшка, была ли мне полезна эта молитва?
Это неправильное мышление. И самая простая молитва полезна и для начинающих, и для продвинутых в молитве людей, потому что Господь смотрит на наше расположение. Он смотрит не только на слова, но и на твое сердце, на то, что у тебя есть благое расположение к молитве. Благодаря этому Господь поможет тебе. И поэтому помыслы постепенно уменьшаются и наступает момент, когда они уже сведены к минимуму. А те помыслы, которые у тебя остались, ты сможешь легко контролировать. Разумеется, необходимо также и внимание. После уменьшения числа помыслов не стоит идти к соседке, чтобы посплетничать с ней за чашкой кофе, потому что помыслы начнут активизироваться. Если ты осуждаешь, если ты сплетничаешь, если вмешиваешься в жизнь другого человека, то это возбуждает помыслы. Одно способствует другому.
Я думаю, что верующий и подвизающийся человек пройдет через все стадии молитвы. И через молитву, которая не есть молитва, но просьба, то есть он будет о чем-то просить Бога, он будет ощущать тревогу, боль, смятение, и он будет выражать Богу свою потребность в помощи и свое желание избавить его от бед. Поэтому Церковь не отвергает прошения людей, в ектении есть много прошений: о благополучии, о плавающих и путешествующих, о добром ответе и т. д. В этом нет ничего плохого.
Но прошения должны быть встречей, отношениями с Богом, они должны быть результатом живых отношений. Одно дело – и вы видите это в жизни – сказать:
– Я люблю тебя. Ты мне небезразличен. Я хочу видеть тебя и говорить с тобой.
Одним словом, через эти отношения мы хотим чего-то от другого человека. Ты хочешь составить мне компанию, пойти со мной к врачу, потому что мне страшно, поехать со мной в путешествие, чтобы немного взбодриться, помочь мне финансово. У вас есть некоторые запросы, но они являются частью ваших отношений.
Совсем другое дело – вообще не интересоваться другим человеком, не разговаривать и не общаться с ним, но, едва заметив его, сказать ему:
– Можешь одолжить мне пятьдесят евро?
Это говорит о том, что ты хочешь получить что-то от этого человека, но не хочешь иметь отношений с ним. Это очень часто встречается в религиозном пространстве, не столько в церковном, потому что церковный человек – это нечто другое. Церковный человек – это тот, кто чувствует себя частью Тела Христова, участвует в Святой Евхаристии, в Таинствах Церкви и хочет, чтобы Христос стал центром его жизни. Религиозный человек исполняет некоторые религиозные обязанности, ходит в церковь на Пасху, на Рождество Христово, и даже когда он причащается в эти великие праздники, он говорит:
– Дай Бог нам здоровья в следующем году! Если мы будем здоровы, то в следующем году снова причастимся.
Поскольку Христос не является центром жизни такого человека, он заинтересован в том, чтобы принять Святые Таины и таким образом выполнить одно из своих религиозных обязательств. Разумеется, человек в Церкви должен развиваться. Наша цель – не пребывать в неизменном состоянии, в котором мы только просим Бога, а войти в славословие и благодарение, которые являются высшими состояниями молитвы. Как говорит старец Паисий, есть благородство в том, чтобы славословить Бога, не просить Его постоянно, а благодарить за хорошие и плохие вещи, за прекрасные и трудные моменты нашей жизни, за то, что мы понимаем, и за то, чего не понимаем.
О выражении чувств
У человека есть эмоциональный мир, у него есть чувства, у него есть такие эмоции, как скорбь, радость, гнев, любовь. Они должны быть выражены, мы должны найти пути для их выражения, будь то слова или искусство. Что такое искусство? Потребность выразить свой внутренний мир. Это высшая форма исцеления и выражения, потому что ты берешь одно аморфное и хаотичное чувство и придаешь ему форму, превращаешь его в стихотворение, прозу, скульптуру.
Старец Софроний говорил, что высшее искусство – это молитва, потому что, по его словам, ты берешь этот мир противоречивых, хаотичных, темных чувств и превращаешь их в слово или молитву. Мы должны вывести их наружу и проявить, потому что если мы не выражаем их, то они обретают плоть. Как говорит отец Ананиас Кустенис, эти «большие желания» человеческой души, если их не исполнить, примут телесную форму и станут головной болью. Обычно поражаются мягкие ткани, поэтому возникает мигрень, ты не можешь глотать, у тебя вздутие живота, и ты не можешь успокоиться.
Необходимо выражать себя, выражать свои чувства. Здесь есть другая проблема, и мы могли бы провести целый разговор о том, как выражать свои чувства, чтобы они не были в ущерб другому человеку. Некоторые люди впадают в крайность и говорят:
– Я буду говорить то, что чувствую!
И тем самым наносят ущерб другим людям. Тут необходимо искусство, то есть умение говорить то, что чувствуешь, не обидев и не разочаровав при этом своими словами другого человека. Необходима духовная рассудительность.
О молитве о детях
Ребенку легче молиться, потому что он искренен, не носит масок, хотя сегодня мы легко развращаем своих детей, потому что с раннего возраста учим их лукавить. Ты говоришь ребенку:
– Обмани свою бабушку! Обмани свою мать! Солги классному руководителю!
Но дети не перестают быть искренними, и поэтому иногда мы становимся посмешищем, потому что мы приходим куда-то, а они все рассказывают и ставят нас в неловкое положение. Детям легче иметь подлинные и искренние отношения с Богом. Почему?
Чтобы проникнуться молитвой, детям нужен живой пример, потому что они не могут анализировать, у них нет аналитического ума, но есть ум синтетический – они фиксируют состояния и создают ассоциации. Когда мама молится, она радостна, следовательно, молитва – это что-то хорошее. Понимаете? Мама идет в церковь и возвращается спокойной. Этот батюшка добрый, а тот человек злой – дети связывают между собой ситуации. Вот почему в прошлом было очень хорошо, когда мама говорила нам:
– Ты наденешь эту одежду, когда пойдешь на Божественную литургию. Ты наденешь туфли, когда пойдешь в церковь.
Или моя бабушка говорила:
– Сегодня суббота, и мы в деревне не работаем.
Сейчас все по-другому. Тогда мы кадили ладаном, зажигали лампаду, купались и утром шли в храм. На ребенка эти вещи, поскольку они являются определенными символами, начинают действовать, и у него возникают ассоциации: воскресная трапеза – это радость, церковь – это радость, Воскресение, свет. И наоборот.
Поэтому, если мы хотим приобщить детей к молитве, нужно, чтобы мы молились, чтобы мы показывали пример молитвы. Святой Нектарий Эгинский до конца жизни благодарил свою бабушку. Старец Софроний (Сахаров) был обязан своей воспитательнице тем, что она научила его молиться. Она показала ему святость молитвы.
На Крите живет очень хороший клирик отец Ставрос, который имеет частицу Честного Креста. Поскольку его мать была бедна, его воспитывала тетя. Он рассказывал о своей матери, что когда кто-то болел, она говорила:
– Крест нам поможет! Крест Христовый исцелит нас!
Таким образом ребенок понял, что всякое благословение и добро, даже в час страданий и испытания, исходит от Креста.
Однажды, будучи маленьким ребенком, отец Ставрос играл на крыше, поскользнулся, упал с крыши и умер. Зазвонил колокол, его отнесли в дом, и в отчаянии, оплакивая своего ребенка, его мать вспомнила о частице Святого Креста. Она взяла частицу, возложила ее на ребенка и почувствовала, что ее сын еще теплый. Она начала кричать:
– Он жив! Мой ребенок жив!
Разумеется, все подумали, что она сходит с ума, но она настояла на своем, и ребенок действительно ожил. Этим ребенком был отец Ставрос, который таким образом был крещен с этим именем.
Весь Крит знает об этом событии, потому что в то время оно было очень известным. Сегодня отец Ставрос уже взрослый, он хранит частицу Честного Креста, очень почитает ее, не продает и не рекламирует ее. Он немногословен, он очень скромный и серьезный человек. Только однажды об этом написали в газетах. Он взял частицу Честного Креста, отнес ее старцу Ефрему Катунакскому и сказал ему:
– Геронда, эта частица Честного Креста имеет одно свойство.
– Какое?
– Когда осеняешь ею кого-то, она прилипает к больному месту, и ее трудно отлепить.
Почему это происходит? После многодневных молитв старец Ефрем обнаружил, что частица Честного Креста имеет особое благословение, потому что в ней находятся высохшие капли крови Христа. Именно поэтому она получила это особое благословение.
Я рассказал вам об этом, чтобы показать, как важно, чтобы у детей были образцы молитвы, церковной атмосферы и всего остального. Так мы помогаем им обрести искренние и живые отношения с Богом. Достаточно, чтобы в наших глазах и на нашем лице они видели радость, чтобы они видели своих родителей радостными. Достаточно, чтобы дети видели, что их родители любят Христа, находятся в Церкви, а не полны ропота, угрюмы, злы, замкнуты в себе, все время ворчат и говорят, что все грех, все зло, во всем виноваты грешники, дьявол, 666, сатанисты... Для детей важно видеть, что родители радуются Христу, свету Христа, святым, Божественной литургии, молитве, что они имеют веру, стремление к жизни и во всех людях видят хорошие стороны. Таков человек Божий, и, согласно словам старца Эмилиана Симонопетрского, «если у человека нет радости, то у него нет Бога».
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Источник: сайт «Двери на Православието»