Найти тему

Сделай джазовое соло интереснее, сначала сломай все🔨

Оглавление

Ранее я уже касался темы, почему соло одних музыкантов интересно слушать несколько квадратов, другие становятся скучными через 8 тактов. По моему мнению (у каждого оно свое), один из факторов успешной импровизации это правильной употребление пауз. В данной публикации я бы хотел коснуться и других аспектом: темы логики, развития идей.

Джазовая стройка
Джазовая стройка

Строим - созидаем

С первых тактов импровизации я думаю стоит воздержаться от подхода "Смари че могу!!!" - это желании в первые 8-16 тактов засунуть все что музыкант умеет (припадок техники, истерики звука, биполярное расстройство музыкальных идей, ритмическое безумие). Тут не каждый зритель вынесет муки музыкального наслаждения.

На мой скромный взгляд стоит начать развивать идею именно с ТЕМЫ, которая была сыграна ранее, до начала творческого безумия. Стартовать с представления кусочков мелодии, небольших фрагментов по 3-5 нот в такте, поиграть с ритмом, развивать именно ТЕМУ (я считаю что джазовая импровизация - это всегда вариация на тему, а не "суп с вареньем", когда тема в одном характере, а соло будто вообще из другой песни). Такой подход очень выгоден и музыканту и слушателю, так как первому не придется изобретать велосипед и думать с чего начать, чего играть. Второму будет проще воспринимать материал, следить за идеей соло, его сознание уже будет подготовлено тем, что был сыграно ранее. Как ни странно, гостю концерта будет интересно именно СЛУШАТЬ, а не смотреть как классно блестит саксофон у саксофониста, как лихо барабанщик машет палочками, какие хорошие брюки у басиста.

Играя вариацию на тему мы строим логику нашего соло, созидаем эмоциональную связь со слушателем и все довольны!

Переход от темы к теме
Переход от темы к теме

Долго хорошо - скучно, не хорошо. Давай ломать.

И вот звучит квадрат за квадратом, у импровизатора как говорится "идея прет, мысля работает". Слушатель улавливает идею, следит за мелодией, старается даже предугадать, что будет дальше. Но вот какая штука, если на импровизацию отведены 32-64 такта (к примеру), то внимание слушателя подходом описанным выше можно удержать и оставить положительное впечатление после соло. Но если музыкантов в коллективе 4 или 3, а может быть и вообще дуэт, то импровизацию придется поиграть подольше, так как концерт длится в среднем час. Если играть соло по 32 такта, то ваше шоу быстро закончится и вам придется вернуть деньги за билеты. Никто не хочет платить за 15ти минутный концерт.

Вот квадрат за квадратом все звучит созвучно, приятно, но постепенно пропадаем внимание слушателя, все становится стабильно хорошо, теряется интерес к соло. Значит пришло время что-то менять, подойти в теме с другой стороны. Но прежде нужно избавиться от предыдущей вариации. Пора сломать старое и построить новое.

Просто так замолчать и потом начать совершенно другое - так себе подход (хотя чего только не услышишь в современной музыке).

Тут на помощь приходят паузы, альтерированые ходы (звучат диссонансом, но в руках мастера мощное оружие), секвенции, ритмические извращения (в хорошем смысле). Прибегая к ним можно создать интересный переход от одной идеи к другой, что продлит соло музыканта, разнообразит его и будет всегда интересно слушателю. Концерт пройдет на "ура!", зрители захотят повторить и вернутся еще раз на концерт.

P.S: Все что описано выше, исключительно мои скромные соображения и не больше.

Всем пока - всем ДЖАЗ!!!

#джаз, #импровизация, #соло, #развитие, #подход