Уралвагонзавод сыграл исключительную роль в приближении Великой Победы. Это яркий пример того, как формировались и работали оборонные предприятия тыла, пример самоотверженного труда в масштабах всей страны.
С первых дней войны Уралвагонзавод приступил к приему и размещению авиационных заводов из районов, оказавшихся под угрозой бомбардировок и оккупации. Первый приказ об эвакуации на площадку Уралвагонзавода двух цехов и конструкторского бюро московского завода № 120 авиастроительной промышленности был подписан 10 июля 1941 года в Главтрансмаше. С целью сохранения оборудования и кадров от воздушных бомбардировок 22 июля 1941 года вышел приказ народного комиссара авиационной промышленности (НКАП) за № 729 сс об эвакуации московских и ленинградских заводов в города: Куйбышев, Казань, Нижний Тагил, Новосибирск, Омск и Уфа. На Уральском вагоностроительном согласно приказу были размещены ленинградские заводы №№ 380 и 381, объединенные в единый завод № 381, они специализировались на выпуске боевых самолетов Ил-2.
На территории Уралвагонзавода московский авиазавод № 120 под руководством Пастера в свое распоряжение получил 2 940 м2 площадей в здании осепоковочного цеха и 2 010 м2 – в десятом и четырнадцатом пролетах корпуса крупного стального литья.
22 августа директор Уралвагонзавода Григорий Александров подписал приказ об объединении цеха гондол и крытых вагонов (это один из пролетов главного вагоносборочного корпуса) с целью высвобождения места под эвакуированный авиационный завод № 381. Всю операцию предписывалось завершить к 1 сентября 1941 года.
Уралвагонзавод выделил авиастроителям 35 000 м2 производственных площадей, кроме того, должен был обеспечить их электричеством, паром, газом, воздухом, горячей водой, а также поковками, штамповками, а затем готовыми бронекорпусами штурмовиков.
В конце лета 1941 года стали прибывать эшелоны с людьми и оборудованием ленинградских заводов. Железнодорожные эшелоны доставили в Нижний Тагил эвакуированное оборудование, а также людей. Ленинградцы, прежде чем начать разгрузку, сами проложили железнодорожную колею, подготовили фундаменты для станков. Цехи разместили на территории Уралвагонзавода. Станочники работали сутками, через 12 дней оборудование начало действовать. Шла война, немцы бомбили родной Ленинград. Семьи рабочих тоже не остались без внимания, их поселили в разных районах города, в селах Лае, Покровке, деревне Северной, для проживания были предоставлены и общежития.
По распоряжению руководящих органов уже с первых чисел сентября 1941 года из-за нехватки рабочих кадров уралвагонзаводцы подключились к производству деталей для авиазаводов. Был налажен выпуск бронекорпусов для штурмовиков Ил-2, бронеспинок для боевых самолетов, деталей с последующей термообработкой для самолетов Пе-2, Пе-3, ЛаГГ-3, Як-1, ДБ-3Ф, Ту-2 (некоторые из них поступали со стороны), кроме того, за годы войны танковый завод выпустил 2 268 236 единиц авиабомб. Номенклатура выпускаемой оборонной техники заводом в годы войны была увеличена в разы, большую сложность испытывали в первую очередь цехи металлургического производства. Бронекорпус самолета-штурмовика Ил-2 был из авиационной стали толщиной 4 – 12 мм, бронеспинка А-34, служившая для предохранения головы и спины летчика от пулевых и осколочных поражений, изготавливалась из авиационной стали толщиной 8 мм.
«Летающие танки»
С организацией крупносерийного производства штурмовиков Ил-2, согласно Постановлению СНК от 15.12.1940 года, в число пяти производственных баз по изготовлению бронекорпусов входил и Запорожский завод «Коммунар». В период войны в связи с эвакуацией предприятий были сформированы три производственные базы по выпуску самолетов Ил-2: московская с заводами №№ 30, 45 и 125; куйбышевская с заводами №№ 1, 18, 24, 207; нижнетагильская с заводами № 381(в составе с заводом № 380), московским № 120, спеццехом Запорожского «Коммунара» и Уральского танкового № 183, обеспечивали всем необходимым авиазаводы для выпуска Ил-2.
В соответствии с постановлением ГКО от 29.08.1941 года за № 595 сс на базе оборудования, эвакуированного с Запорожского завода «Коммунар» в сентябре–ноябре 1941 года, был создан механосборочный цех № 6, он же цех 480. Назначение цеха – сборка бронекорпусов «летающих танков» Ил-2 и бронедеталей для других боевых самолетов. Необходимые чертежи и технические условия для них предоставлял Ленинградский Кировский завод, он же выделил бригаду инженеров и рабочих для технической помощи здесь на Урале.
Основные специалисты, включая начальника цеха Моисея Писаревского, прибыли из Запорожья. Писаревский возглавлял цех до 1943 года. По состоянию на июнь 1942 года цех занимал более 2 000 м2 производственных площадей в шестом пролете главного корпуса.
Технология производства бронекорпусов Ил-2 оказалась довольно сложной и трудоемкой. Сначала на механическом участке цеха вырезанные огнерезом детали (71 наименование) обтачивали по контуру. Затем их отправляли в цех 640 для штамповки и термообработки. По возвращении в деталях сверлилось множество отверстий для заклепок. Отдельно вытачивались 5 000 заклепок замысловатой формы. И только после этого начиналась собственно сборка.
К лету 1942 года завод № 381 (директор В.И. Журавлев) занимал 16 956 м2 в третьем и пятом пролетах главного корпуса плюс 230 м2 – в здании прессового цеха, 2 299 м2 – в здании кузнечно-пружинного цеха и 312 м2 – в третьем пролете малярного цеха.
В мае-июне 1943 года в состав цеха 460 Уральского танкового завода № 183, занимавшего 1 512 м2 производственных площадей в шестом пролете главного корпуса, был включен цех 20 авиационного завода № 381 вместе с оборудованием и коллективом. На заводской территории было построено несколько ангаров для сборки бронекорпусов самолетов, а в районе Валегина Бора построена летно-испытательная станция (поселок ЛИС).
Решением производственных и бытовых вопросов, в том числе обеспечение работников авиапрома одеждой и жильем, занималось прежде всего руководство авиационного завода в лице директора В.И. Журавлева. Производственные планы по выпуску штурмовиков Ил-2 он напрямую получал от наркома авиационной промышленности Алексея Шахурина. Вопросы по поставке деталей к штурмовикам Ил-2 согласовывались в обязательном порядке с директором завода № 183 Юрием Максаревым.
Сгласно Постановлению Государственного комитета обороны от 7 октября 1942 года завод № 381 с февраля 1943 года должен был наладить выпуск самолетов Ла-5, но эти работы проводились уже после отъезда завода в Москву.
Всего выпуск самолетов Ил-2 на территории Уральского танкового завода № 183 предприятиями НКАП по годам составил: в 1941-м – 27 штук; в 1942-м – 243 единицы. Всего было собрано 270 самолетов Ил-2. Бронекорпусов изготовлено и собрано 3 882 единицы: в 1942-м выпущено 2 017 единиц и в 1943-м – 1 865 единиц.
Как только появились первые сведения об уходе с тагильской площадки авиазавода № 381, руководство НКТП и Уральского танкового завода № 183 приступило к свертыванию выпуска авиационной брони. В марте 1943 года цех 480 был лишен самостоятельности и введен в состав прессового цеха 640.
После освобождения Москвы и выхода Постановления авиазаводы № 120 и № 381 реэвакуировались в столицу на площади, где до войны располагались заводы НКАП № 1 и № 39, эвакуированные осенью 1941 года в Куйбышев и Иркутск соответственно.
6 августа 1943 года авиационный завод № 381 освободил территорию завода № 183 площадью 57 000 м2. Окончательно сборка бронекорпусов Ил-2 была остановлена в середине сентября 1943 года. Выпуск бронедеталей других самолетов продолжался до конца месяца, после чего вся оснастка была законсервирована и отправлена на склады.
На заседании заводского партийного комитета 6 августа 1943 года был рассмотрен вопрос «Об использовании площадей, освобожденных заводом № 381». Главному инженеру завода Лазарю Кордунеру было дано задание в течение пяти дней разработать план освоения дополнительных площадей. Весь архив и техническую документацию авиационные заводы вывезли с собой на новое место пребывания.
В Москве было развернуто производство истребителей Лавочкина Ла-5, Ла-7. Интересно, что при отправке завода в Москву часть его специалистов перевели на Верх-Нейвинский авиазавод № 261, который был перемещен туда в феврале 1941 года из города Березовского, а сам 381-й завод был усилен специалистами Харьковского авиазавода № 135, который с началом войны был вывезен в Пермь и позже там расформирован.
В память о пребывании ленинградских авиационных заводов в годы Великой Отечественной войны на Урале напоминает жителям и гостям Нижнего Тагила название одной из центральных улиц Дзержинского района – Ленинградский проспект.
Уралвагонзавод сыграл решающую роль не только в создании лучшей первоклассной бронетанковой техники, но и создавал на своих площадях символ Победы – штурмовик Ил-2. Авиационными заводами, эвакуированными на площадку Уралвагонзавода, было собрано 270 самолетов Ил-2, для предприятий авиапрома было изготовлено 3 882 бронеавиакорпуса. Самолетов Ил-2 за период войны всеми авиазаводами было построено 36 154 единицы, по сути, каждый девятый легендарный штурмовик имел бронекорпус Уральского танкового завода № 183.
Текст: Гозель Габдрафикова, заведующая научно-просветительским отделом Выставочного комплекса УВЗ
Фото: из архива Выставочного комплекса УВЗ