Психика человека формируется с самого рождения и за два десятилетия проходит через несколько этапов становления. В первые годы жизни дети осваивают базовые навыки взаимодействия с людьми и остальным миром, пробуют и перенимают простые поведенческие шаблоны. Поступающей информации ещё слишком много, а мышление недостаточно сформировано для рефлексии и переключения внимания на мысли о себе самом.
Тем не менее весь жизненный опыт, даже самый ранний, младенческий, влияет на дальнейшее социально-психологическое развитие малыша, каждое событие и впечатление оставляют свой отпечаток. Всё это накапливается, и примерно к трём годам формируются первые контуры самооценки. Ребёнок сначала ощущает, а затем и осознаёт «самостоятельность» собственного существования: он не часть мамы с папой, а отдельный человек, растущий в полноправного взрослого.
Так как общение с семьёй составляет подавляющее большинство всех коммуникаций дошкольника, то и роль родителей в формировании отношения к себе — доминирующая, на их плечи ложится основная ответственность за результат, а, значит, действовать нужно грамотно.
Три кита, на которые следует опереться, — это личный пример, создание условий и поощрение правильного выбора. А теперь — о каждом подробнее.
- Личный пример — самый мощный, но и самый сложный инструмент. Ваши Дети смотрят на Вас и запоминают модели поведения, видят, какую позицию Вы занимаете в диалоге с разными людьми, насколько уверенно держитесь и какие плоды это приносит, после чего делают свои выводы. К сожалению, механизм работает не когда Вам хочется или удобно, а постоянно. Более того, подобные наглядные «уроки» закрепляются в сознании гораздо лучше, чем наставления и нотации без реального подкрепления поступками. А вот полезные инструкции или поучения, не подтверждаемые регулярной жизненной практикой, не воспринимаются искренними и ценными.
Вывод прост, но ставит трудную задачу: старайтесь жить так, чтобы служить позитивным примером для потомства всегда, а не только в особые моменты «воспитательной работы». - Создание условий — комплексный пункт. Здесь и делегирование ребёнку посильных, но постепенно усложняющихся поручений, чтобы он ощущал как растущий уровень вызова своим силам, так и приятный вкус победы (подробнее о последнем — в следующем пункте). А ещё подобающее отношение к сыну или дочери, уважительное обращение. Следите за этими моментами и вне семьи: спокойно ли проходит общение со сверстниками в детском саду или школе, появляются ли среди них приятели и друзья, не пытается ли кто-то из группы/класса самоутверждаться за счёт других или, хуже того, начать травлю.
Кроме того, условия нужно создавать и для неизбежных ошибок, провалов и затруднений, — как говорится, подстелить соломку. Мы показываем, что неудача — не конец света, а рядовая ситуация, после которой нужно усвоить урок и смело двигаться дальше. - Поощрение правильного выбора или позитивное стимулирование — третий ключевой приём. По мере того, как ребёнок взрослеет, постепенно переводите работу с ним из контрольно-распорядительного формата («поступай вот так», «выбери вот это», «лучше будет вон то») в формат, побуждающий принимать собственные решения («вот вся информация по вопросу, а теперь, учитывая её, думай сам»). И не забывайте о вознаграждении. Иногда достаточно устной похвалы, но для важных и проблемных ситуаций стоит подумать и о реальном «премировании» чем-то ценным, желанным или, по крайней мере, вкусным :-)
Повторим важную мысль: процессы обучения и воспитания не выключаются по кнопке, и если ребёнок находится рядом, то обязательно что-то от Вас перенимает. Демонстрируйте адекватную самооценку сами, следите за климатом взаимоотношений в детском коллективе и постарайтесь, чтобы сын или дочь совершали собственные шаги и не боялись оступиться, чувствуя Вашу поддержку. В таком случае мы будем спокойны за приходящее нам на смену молодое поколение.