Найти тему

Предложение В.В. Путину по выводу образования из кризиса

Оглавление

Предложение кандидату в Президенты Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу по выводу образования из кризиса.

Введение

К предложению прилагается файл «Обзор состояния образования» в котором изложены основания данного предложения

1. Чрезвычайные мероприятия по выводу образования из кризиса (до сентября 2024 г)

Цели:

1) Проведение организационных работ, для обеспечения выполнения задач по возрождению образования.

2) Снятие перегрузок, разрушающих здоровье, со всех участников образовательного процесса.

1.1. Организационные меры.

Создать чрезвычайную комиссию для организации срочных мероприятий по устранению кризиса в образовании с правом принимать оперативные, обязательные для исполнения всеми, решения в области восстановления образования. В состав комиссии ввести лиц, поддерживающих идею возрождения образования из числа действующих и бывших сотрудников управления образования разных уровней, бывших и действующих преподавателей вузов и научных работников в области педагогики, общественных активистов, активных учителей. Учитывая высокую ответственность и общественную активность, целесообразно привлечь в комиссию педагогов, участвующих в СВО.

Привлечь внимание широкой общественности к проблемам образования.

В составе чрезвычайной комиссии создать отдел по работе с предложениями граждан по возрождению системы образования.

Учесть исторический опыт проведения масштабных общественных, экономических и политических изменений в стране, таких как использование старых специалистов, общественный призыв молодежи к выполнению наиболее трудных задач.

Руководство Министерства просвещения отстранить от занимаемых должностей начиная с министра просвещения, и до уровня руководителей департаментов и их заместителей.

Формирование нового руководства Министерства просвещения поручить чрезвычайной комиссии по образованию.

Онлайн-школы с иностранным финансированием закрыть.

Создать научную группу с задачей подготовить планы обучения на переходный 2024-2025 учебный год.

1.2 Мероприятия по срочному устранению переутомления детей в школах.

Исключить из процесса образования внеурочную деятельность.

Сократить время пребывания детей в школе.

Продолжительность перемен привести к физиологически обоснованным значениям (постоянное «врабатывание» после длительных перемен утомляет детей и снижает эффективность обучения).

Подготовить к 2024 – 2025 году изменения программе начальной школы:

· По предметам русский язык, литературное чтение, математика добавить по одному часу в неделю.

· Убрать из программы предмет «окружающий мир» и заменить его предметом «природоведение» по старым программам.

· Исключить иностранный язык из начальной школы до разработки разумной системы обучения.

Принять возможные меры к сокращению детей в классе.

1.3. Мероприятия по срочному возвращению нормальной обстановки в школах.

Уравнять в правах всех участников учебного и воспитательного процесса: учителей, родителей, психологов, воспитателей. (Внести соответствующие изменения в ст. 63 Семейного кодекса)

Внедрить практики коллективного решения крупных конфликтов вышеуказанными лицами.

Рассматривать совершение любого преступного деяния на территории школы, в отношении школьников и учителей, как отягчающее обстоятельство с серьезным ужесточением наказания.

Отменить мораторий на применение наказаний за оскорбление личности и хулиганство, совершенных в отношении учащихся, учителей, родителей, включая нецензурную брань.

Разработать и ввести жесткий перечень отчетности учителя, вплоть до записки о присутствующих учениках для столовой.

Провести контроль времени на заполнение всех документов и учесть это время в установленных законодательными актами 36 часах недельной ставки. Ставка должна включать в себя время на проведения занятий (сейчас это 18 часов) + столько же часов на подготовку к занятиям + время на оформление документов в течение недели + время на проведение общих мероприятий с классом по всем направлениям + время на работу с семьями, зависящее от количества детей в классе + административные мероприятия (педсоветы, совещания и т.п.).

Прекратить говорить и писать, что ставка учителей 18 часов. Законодательно ставка определена в размере 36 часов рабочего времени.

В начальной школе необходимо принять норму наполняемости класса. Превышение этой нормы должно учитываться в размере заработной платы. Одна из идей ФЗ-83 2010 года заключалась в том, что «деньги следуют за учеником». Пусть они и следуют в карман учителя.

1.4. Меры по компенсации некомплекта учителей.

Довести оплату одной ставки учителя до разумного размера.

Пригласить работать учителей – пенсионеров и лиц с педагогическим образованием, не работающих в школе.

Лиц, принятых на должность учителя без педагогического образования, направить на заочное обучение в педагогические вузы, в противном случае расторгать с ними договор.

Прекратить оценивать уровень оплаты труда учителей в школах, в районах и так далее,. в размере заработной платы. Оценку проводить только по размеру оплаты одной ставки.

Считать нормой среднюю занятость учителей 1,0 ставки. Превышение этой нормы рассматривать как недоработку администраций всех уровней. (По отчетам Министерства просвещения в 2022 году средняя занятость учителей по стране составляла 1,48 ставок).

Принять меры по укомплектованию начальной школы учительским составом, возможно за счет учителей средней школы. В исключительных случаях разрешить переработку не более, чем на 1,5 ставок.

Категорически запретить работу в начальной школе в качестве учителей лицам, не имеющим педагогического образования.

Отменить аттестацию учителей в современном виде.

2. Действия в 2024-2025 учебном году (переходный период)

Цели:

1) Обеспечение учебного процесса в переходный период.

2) Определение целей системы образования

3) Разработка систем обучения и форм организации учебного процесса.

2.1. Организационные мероприятия.

Создать научно-исследовательский институт начальной школы с целью развития и создания современных систем обучения.

Создать научно-исследовательский институт по организации воспитания подрастающего поколения с целью выработки общей воспитательной парадигмы и разработки эффективных методов воспитания.

Многочисленные организации Министерства просвещения, связанные с разработкой и развитием систем контроля качества образования перепрофилировать или закрыть. (Нет смысла развивать системы контроля при полном разрушении систем обучения).

В состав Министерства просвещения ввести департаменты и отделы, отвечающие за начальное образование в целом.

В состав Министерства просвещения ввести департаменты и отделы, отвечающие за планирование, разработку и внедрение систем обучения.

Восстановить систему коррекционных школ и классов для детей с ЗПР.

Исключить обучение детей с ЗПР в общеобразовательных классах ввиду колоссальных перегрузок таких детей (выполняют всю программу плюс большое количество специальных корректирующих занятий) и реального снижения качества обучения других детей.

Оценку учителей проводить только на основании проверки соответствия их педагогической деятельности требованиям выбранной системы обучения, использования новых форм обучения и участия в экспериментальной работе.

Признать, что ввиду различия уровня способностей и уровня подготовки детей к школе сравнение классов, школ, районов, областей по показателям успеваемости некорректно. Учителей, школы, районы сравнивать по уровню педагогической работы и внедрению передовых методов обучения.

Прекратить олимпиадную истерию. Оставить в школах только олимпиады по предметам обучения для каждого класса с уровнями: школа, район, субъект РФ и общероссийская олимпиада. Предлагать победителям олимпиад определенного уровня участвовать в международных олимпиадах. Участие в других, условно бесплатных олимпиадах, разрешить только по инициативе родителей и результаты детей в них нигде и никак не учитывать.

В школах должны быть введены должности воспитателя, в переходном периоде по одному человеку на параллель, в последующем по одному человеку на класс. В дальнейшем эта должность должна укомплектовываться лицами с образованием психолога.

2.2. Особенности учебного процесса в переходный период

Систему выпускных экзаменов ОГЭ/ЕГЭ сохранить в неизменном виде. До разработки и внедрения адекватной системы итогового контроля уровня обучения и оценки знаний при поступлении в вузы.

Полностью отменить ВПР.

Принять меры по удалению из сети сайтов подобных gdz.ru.

Принять меры по исключению из практики формирования «отборных» (слабо подготовленные и имеющие проблемы с поведением дети) классов и передачи их молодым учителям.

Сформировать действенную систему наставничества для молодых учителей.

3. Направление дальнейшего развития образования

3.1. Выработка цели системы образования.

Признать основной целью школьного обучения формирование разносторонне развитой личности, способной к полноценной самостоятельной жизни после окончания 9-го класса.

Способом достижения этой цели считать формирование у детей навыков, базирующихся на знаниях, во всех сферах знаний, позволяющих выпускникам легко менять вид деятельности, осваивать профессии, требующие разносторонних знаний.

Признать основной целью начальной школы приобретение навыков, необходимых для обучения. В конце обучения в начальной школе у детей должно быть окончательно сформировано словесно-логическое мышление. При обучении по развивающим системам обучения, у детей должны быть сформированы основы абстрактно-логического, аналитического мышления.

Необходимо отказаться от использования ФГОС, так как они являются электорально ожидаемым набором фраз, «надерганных» из результатов, достигаемых разными системами обучения, прежде всего развивающих. В настоящее время используемые методы обучения не вытекают из ФГОС.

В целом ФГОС не соответствует целям системы образования для полноценного развития общества.

Основными целями воспитательной работы признать формирование сбалансированного соблюдения личных и общественных интересов, раскрытие творческих способностей учащихся, привитие трудолюбия, умения работать в коллективе и ответственности.

3.2. Изменение контроля знаний

Применяемые в настоящее время формы контроля построены так, что наиболее простым и быстрым способом подготовки к проверке знаний является использование действий по образцу (натаскивание).

Требуется на всех уровнях контроля знаний прежде всего проверять умение учащихся устно и письменно излагать теоретические основы изучаемых предметов. Выполнение практических заданий не должно быть единственным видом контроля.

Итоговый контроль знаний ОГЭ/ЕГЭ обладает следующими недостатками.

· Маскирует неравенство в уровне обучения в регионах и разных учебных заведениях. Представляется одинаковый уровень контроля при разной учебной подготовке.

· Предполагая конкурс баллов, а не конкурс знаний и навыков при поступлении в вуз формирует у детей оценкоманию, и обесценивает значение получаемых знаний.

· Формат заданий ОГЭ/ЕГЭ стимулирует подготовку способом действия по образцу, что дискредитирует значение системных знаний.

· После полного отсутствия контроля за самостоятельностью во время учебы агрессивный контроль во время выпускных экзаменов создает стрессовую ситуацию, опасную для психического здоровья выпускников.

· На ОГЭ/ЕГЭ никоим образом не проверяются многие компетенции, формально объявленные в ФГОС

Новая система контроля знаний должна исключить перечисленные недостатки.

3.3. Восстановление и развитие систем обучения

Требуется кардинально переработать существующие способы обучения, которые основываются на компетентностном подходе, с достижением выбранных компетенций методом обучения действиям по образцу. Умение действовать по образцу возникает у ребенка примерно в 2 года, педагогическим приемом не является, требует колоссальных трудозатрат, вызванных необходимостью многократных повторений упражнений, не дает детям понимания реальной картины мира, препятствует развитию логического мышления, требует постоянного переучивания при появлении новых образцов задач.

Новые единые программы (Золотой стандарт) разработаны на базе парадигмы компетентностного подхода, с достижением компетенций путем обучения действиям по образцу. Введение «Золотого стандарта» полностью исключило все достижения дореформенной педагогики. Использование такого подхода препятствует получению системных знаний и развитию логического мышления.

В начальной школе необходимо разработать и внедрить в жизнь единую систему обучения, базирующуюся на традиционной системе обучения и развивающую систему обучения, базирующуюся на системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова для обучения одаренных детей.

При разработке единой системы обучения необходимо учесть следующие моменты

· Исключение из систем обучения на всех уровнях методический прием «выполнение действий по образцу» (шаблону).

· Для первоклассников первую неделю посвятить тренингу «введение в школьную жизнь» (разработки имеются).

· Обучение первоклассников эффективным приемам самостоятельного выполнения домашних заданий.

· Обучение первоклассников приемам самостоятельного выполнения проектных заданий (разработки имеются).

· Введение дополнительных занятий по развитию речи на всех уровнях начального обучения.

· Возвращение к системе проверки знаний, основанной на устном изложении отдельных тем.

· Исключение метода концентрического развертывания материала.

· Предоставление учителям возможности использовать все функции текущих отметок.

· Изучение иностранного языка в начальной школе проводить с основой на виды языковой деятельности говорение и слушание (разработки имеются).

· Проведение экспериментального изучения и обоснования времени работы с компьютером для детей начальной школы.

· Минимизация использования удаленного обучения в начальной школе. Все платформы для такого обучения должны соответствовать разработанной системе обучения.

· Возрождение системы экспериментальных школ и классов на базе лицеев и гимназий.

Инклюзивное образование для детей с ЗПР и умственной отсталостью отменить, так как такие дети требуют дополнительных занятий, что приводит к недопустимым перегрузкам. Кроме того, такое обучение сказывается на всех обучающихся в классе.

3.4. Использование развивающей системы обучения

Выявление способных к развитию абстрактно-логического мышления детей в дошкольный период и во время входного тестирования.

Формирование развивающего обучения на базе системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Учет достижений системы обучения Щетинина М.П. (Отказ от классно-урочной системы обучения. Индивидуальное обучение. Метод погружения. Организованное обучение старшими школьниками младших).

Использование компьютерных технологий

Использование компьютерных технологий в качестве дополнительного инструмента в рамках системы обучения, как помощь учителю в проверке выполнения заданий учениками, и подготовке наглядных пособий и материалов.

Время ввода информации учениками для дальнейшей проверки, вместе со временем выполнения других заданий не должно превышать установленные ограничения на время работы с компьютерами и смартфонами.

4. Изменение системы воспитания детей

Учет стройной системы требований к личностным качествам, предъявляемым работодателями. Обычно это коммуникабельность, активность, креативность, стрессоустойчивость, бесконфликтность.

Приведение соотношения учета личных и общественных интересов в процессе воспитания в норму. Личность должна трудиться во благо общества, общество, должно учитывать и защищать интересы каждой личности.

Выполнение в полном объеме принципа 10 Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей

Ликвидация преимущественного развития личности, которое фактически превратилось в формирование суперэгоистов, пренебрегающих интересами любых других лиц и сообщества в целом во благо себя самого.

Учет в воспитательной работе принадлежности детей к различным социальным группам.

Создание единой стратегии воспитания обязательной для всех лиц и организаций, воздействующих на подрастающее поколение: родителей, учителей, воспитателей, деятелей искусства, СМИ, интернет-сообществ и т. д.

Введение в школах предмета практическая психология с задачей развития коммуникативных способностей, бесконфликтности, умения противостоять манипуляциям, умения организовать взаимоотношения в семье и т. п.

Ввод должность воспитателя в начальной школе. Обязанности: проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми, организация классных мероприятий, контроль за поведением детей на переменах, замена отсутствующих по разным причинам учителей. В этом случае часть нагрузки с учителя можно перенести на воспитателя.