Точка бифуркации: Раздумья у придорожного камня

Помните, в русских былинах придорожный камень, перед которым останавливается "Витязь на распутье"? Прямо дороги нет – на камне написано: "Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролётному".

«...далее надписи: "направу ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти"... - писал Виктор Васнецов в своём письме критику В.В. Стасову. - Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882, ГТГ.
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882, ГТГ.

Есть такое понятие - "точка бифуркации". Это такой период в развитии системы, когда её прежний - устойчивый и предсказуемый - путь развития становится далее невозможным. Точка невозврата.

Бифурка́ция (от лат. bifurcus "раздвоенный") - необходимость выбора одного из двух вариантов развития предстоящих событий. И выбор этот грозит наступлением непредсказуемых последствий.

Точка, в которой происходит некий фазовый переход.

В нашей психике этот механизм работает фантастическим образом. Мы можем долго - десятилетиями - находиться во фрустрации, испытывая мучительное чувство обиды, ревности или страха... Но в какой-то момент наступает эта самая точка бифуркации, когда надо принять решение.

"Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролётному". Потому что в этой точке есть только две ("би-") возможности для дальнейшей "фуркации". Мы теряем равновесие, и чтобы его вернуть, должны сделать выбор.

После очередного разговора женщина вдруг ясно понимает: "Я так больше не хочу", и подаёт на развод. Да, могла бы оставить всё по-прежнему: от таких мужчин не уходят, да и столько лет вместе, привыкла... А можно сделать решающий шаг к своему освобождению и жить дальше уже совсем по-другому.

Так последняя капля порой останавливает процесс токсичных взаимоотношений. Как будто у нас внутри есть некая ёмкость, в которой мы храним свои чувства. В неё капля за каплей падают наши обиды и переживания. И как только их объём достигает красной линии, - срабатывает этот невероятный механизм: "Стоп, хватит!" И нас уже не остановить, не уговорить, не задарить подарками. Мы ни за что не изменим своего решения, потому что ясно увидели впереди свою новую жизнь.

Ещё вчера близкий, свой человек становится вдруг чужим и совершенно ненужным. И не пугает ни безденежье, ни одиночество, ни отсутствие жилья - всё это становится неважным и решаемым. А всё, что было хорошего, сдувает из памяти ветер перемен...

Точка Б существует в природе как физическое явление. Представьте реку, течение которой в одной точке разделяется на два рукава. Это пример бифуркации в природе. А вот что касается человека - вообще-то считается, что понятие "бифуркация" неприменимо ни к истории вообще, ни к истории отдельной человеческой жизни в частности. Но мы его здесь применили не как научный термин, а скорее как метафору - очень удачную, на мой взгляд.

А вот ещё один пример - из авиации: это история преодоления реактивными самолётами звукового барьера.

Когда во время полёта скорость самолёта стала впервые приближаться к скорости звука, пилот почувствовал, что корпус самолёта начал вибрировать, и сбросил обороты двигателя.

В следующий раз лётчику было приказано поисследовать это явление - впоследствии оно было названо "флаттером". Чем ближе приближалась скорость самолёта к звуковому барьеру, тем сильнее становилась вибрация. В конце концов после серии полётов на дозвуковой скорости было принято решение преодолеть звуковой барьер. И тогда произошло то, чего никто не ожидал: как только самолёт преодолевал звуковой порог (на земле в этот миг слышится хлопок), в кабине наступала полная тишина и вибрация прекращалась.

Вот так же происходит и в жизни. Можно сбросить скорость (и оставить всё по-прежнему), а можно преодолеть звуковой барьер и двигаться уже по совсем иным законам аэродинамики. Впрочем, основная часть человечества у этого камня обычно не останавливается и поступает как всегда, по привычке, потому что так проще.

Не зная о том, что "пряму ехати – живу не бывати".