«Я так хочу, чтобы ты вернулась», - сказал Сергей Королёв своей любимице, рыжей «космонавтке» Лисичке. Лисичка не вернулась, но навсегда осталась в памяти - и истории всего человечества.
В этот день, 22 февраля, в 1966 году стартовал последний космический полёт с участием собак. Дворняги Ветерок и Уголёк установили абсолютный рекорд: они провели на орбите целых 22 дня и благополучно вернулись на Землю.
Мальчики, которые выжили
Обе собаки сильно устали, потеряли в весе и мучились жаждой. Они почти не держались на лапах. Под капроновыми удерживающими и ассенизационными костюмами обнаружились пролежни и опрелости. Шерсть, по воспоминаниям экспериментаторов, у обоих лезла клочьями.
«Работали мы без отдыха и подготовили сложнейший эксперимент менее чем за год. Летали Ветерок и Уголёк 22 дня, и, несмотря на тщательную подготовку, пришлось собачкам несладко…» - вспоминает советский и российский учёный-медик, тележурналист Юрий Сенкевич.
Впрочем, пару дней спустя псы пришли в себя, а через несколько недель - полностью восстановились. Оба прожили долгую жизнь в виварии Института медико-биологических проблем и даже испытали радость отцовства.
На фото – потомки Уголька.
На тот момент это была самая долгая космическая миссия с участием живых существ. Сказать, что она была важна для науки – ничего не сказать. Пример Уголька и Ветерка показал, как долго человек может находиться в условиях невесомости, и как на организме сказывается длительное воздействие космической радиации. Без него был бы немыслим последующий полёт Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова на «Союзе-9».
Вспомнить всех
Всего в советской космической программе участвовало 40 собак. Есть ошибочное заблуждение, что почти все они погибли. (Давний мем «Советы теряют собак в космосе» был обыгран в «Гриффинах», «Теории Большого взрыва» и много где ещё).
Миф отчасти сформировала пропаганда времён Холодной войны. Американские газеты обвиняли советское правительство в бесчеловечных экспериментах над живыми существами и их бессмысленном умерщвлении.
Справедливости ради добавим, что примерно в те же годы НАСА экспериментировали с обезьянами (и вряд ли более гуманно). Больше половины приматов, участвовавших в американских запусках - Альберт, Альберт-2, Альберт-3, Альберт-4 и другие - погибли во время полётов или сразу после них.
Это правда, в отечественной космонавтике есть чёрные страницы. Но правда и в следующем: большинство (28 из 40) советских псов-космонавтов успешно приземлились, многие впоследствии прожили долгую благополучную жизнь. Двенадцать из 40 собак летали дважды, четверо – трижды, а одна, по кличке Отважная, целых пять раз.
Сегодня – отличный день, чтобы поименно вспомнить всех наших космособак и подумать о них с благодарностью.
«Они живы! Живы! Они лают!»
- с такими криками ученые бежали навстречу приземлившейся капсуле, в которой находились целые и невредимые Дезик и Цыган. Вопреки инструкциям, освобожденных от лотков и датчиков собак обнимали, тормошили и поднимали на руки.
Полёт Дезика и Цыгана состоялся 22 июля 1951 года, на ракете Р-1. Это была первая суборбитальная миссия на высоте 110 метров – до границы с космосом. А вот как она выглядела:
В августе 1951 года в полёт отправились Мишка и Чижик. Оба чувствовали себя отлично даже после сильных перегрузок: ласкались и виляли хвостами.
Следующий полёт, через несколько дней, осуществили Смелый и Рыжик. Смелый чуть было не сорвал миссию. За два дня до этого он сбежал в астраханскую степь. Запуск другого, неподготовленного, животного нёс в себе большие риски – однако Смелый накануне полёта прибежал обратно (вид у него был виноватый).
Похожая история случилась 3 сентября 1951 года. Пассажиры Непутёвый и Рожок должны были закрыть первый этап полётов на геофизических ракетах. Но непосредственно перед стартом Рожок таинственным образом исчез. Времени на поиски новой собаки уже не оставалось, так что экспериментаторы приманили у столовой более или менее подходящего по параметрам пса.
Его искупали, подстригли, прикрепили датчики (кандидат вёл себя совершенно спокойно), дали кличку ЗИБ («Запасной исчезнувшего Бобика») и отправили вместе с Непутёвым на свой страх и риск. Миссия прошла благополучно, и ЗИБ - который оказался ещё и щенячьего возраста – не пострадал. Как и его напарник. Королёв, обнаружив подмену, пошутил, что советским космонавтом скоро может стать любой желающий.
Первая в открытом космосе
На втором этапе (1954 – 1957) испытывались новая система катапультирования и средства наблюдения за животными. В запусках участвовали:
Лиса (вторая) и Рыжик (второй). Лиса катапультировалась на высоте 75-80 км. Это был первый в истории случай выхода живого существа в открытый космос (в персональном скафандре) и спуска на парашюте. Капсула с Рыжиком отделилась при падении, на высоте 45 км.
Оба пса выжили. Впоследствии эта аварийная система сохранит жизни многим пилотам.
Дамка и Мишка (второй) - летали на той же ракете Р-1Д.
Бульба, Рита и Линда – участвовали в неудачных запусках ракеты Р-1Е. Об их судьбе расскажем ниже, в отдельной главе.
Малышка, Кнопка, Мильда, Козявка и Альбина – благополучно испытали ракету Р-1Е.
Кстати, полёт с участием Малышки (4 ноября 1955 года) закончился инцидентом, который чуть не привёл к трагедии. После приземления катапультированную капсулу-тележку с собакой безуспешно искали два дня. Поиски осложняли начавшийся в степи буран и… отсутствие на тележке яркого парашюта. Оказалось, что один из местных пастухов срезал его и забрал себе. В итоге «обезличенную» капсулу нашли совершенно случайно. Собака внутри была жива.
На следующем этапе исследований животные выступали пассажирами ракет Р-2А и Р-5А и поднимались на высоту от 212 до 450 км. Их уже не катапультировали, а спасали вместе с головной частью ракеты. В этих запусках были задействованы не только собаки – Рыжая, Джойна, Белка, Дамка, Модница, Пальма, Кусачка, Жульба, Пёстрая, Белянка, Пальма, Кнопка и Снежинка - но и мыши, белые крысы и даже кролик Марфушка.
С помощью крольчихи (вернее, киносъёмки её глазного зрачка) учёным удалось определить мышечный тонус прямых мышц глаза в условиях невесомости. Ну, а рекордсменка Кусачка, совершившая на этом этапе целых пять полётов, была переименована в Отважную.
«Самая пушистая, самая несчастная»
К концу 1950-х годов в рамках программ «Спутник» и «Восток» советских собак начали отправлять на орбиту вокруг Земли на борту ракет Р-7.
3 ноября 1957 года в космос отправилась знаменитая Лайка (она же Кудрявка). Маленькая серо-белая дворняжка стала первым живым существом, когда-либо вышедшим на орбиту. Миссия закончилась трагически: Лайка погибла через 5-7 часов после старта. Из-за ошибки расчёта площади спутника и отсутствия системы терморегулирования температура в кабине поднялась до 40С, и собака умерла от перегрева.
Это однозначно самый неэтичный, хотя и исключительный, случай в истории освоения космоса. Смерть Лайки, в отличие от других миссий, была предрешена: собака отправилась на орбиту с билетом «в один конец». Возвращать спутники с орбиты на тот момент ещё не научились, поэтому для животного в аппарате была подготовлена система эвтаназии (которая так и не пригодилась).
Ещё до того, как о смерти Лайки стало известно, журналисты всего мира писали о ней с восхищением и сочувствием.
«Самая пушистая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака» (The New York Times, 5 ноября 1957 года).
Лишь через три года после этого на орбиту вышли не менее известные Белка и Стрелка. Они совершили целых 17 витков вокруг Земли и перенесли 25 часов в космосе вполне благополучно. Лишь на пятом обороте Белку стало тошнить, и она принялась лаять и вырываться из ремней, тогда как Стрелка весь полёт держалась очень стойко.
По возвращении обе собаки стали настоящими советскими суперзвёздами – они часто выступали на радио и телевидении, с ними фотографировались знаменитости. Один из щенков Стрелки, Пушинка, даже был подарен первой леди США Жаклин Кеннеди.
Следующие благополучные миссии этого этапа прошли с участием Жульки и Жемчужины (1960), Чернушки и Звёздочки (1961). Две последние собаки летали в космос поодиночке – если не считать сопровождавшего их манекена по кличке «Иван Иванович».
Во время полёта Чернушки была апробирована система спасения человека. А после Звёздочки в космос полетел уже сам Юрий Гагарин.
«Непривычно грустное было у Королёва лицо»
Лайка была не единственной собакой, не пережившей полёт. По разным причинам во время и после запусков погибли также:
Дезик и Лиса (1951) – первые жертвы космической программы. Для Дезика это был второй полёт. При спуске парашют не раскрылся, и головная часть ракеты, в которой находились собаки, разбилась о землю.
Мишка и Чижик (1951) – погибли из-за разгерметизации кабины.
Рыжик (второй) и Мишка (второй), 1951 – предположительно не перенесли стресса. Их общая напарница, Дамка, выжила в обоих полётах.
Лиса (вторая) и Бульба (1955) – разбились почти сразу после старта. Лису очень любил ведущий сотрудник лаборатории герметических кабин и скафандров Александр Серяпин. Он забрал тело собаки и самостоятельно похоронил, тем самым нарушив протокол.
Рита (1955) – погибла на старте.
Рыжая и Джойна (1957), Пальма и Пушок (1958). Причина смерти – разгерметизация кабины.
Жульба и Кнопка (1958) – погибли при отказе парашютной системы.
Пчёлка и Мушка (1960) – погибли после автоматического подрыва аппарата, который рисковал приземлиться на территории другого государства.
Лисичка и Чайка (1960) – погибли при взрыве ракеты через 38 секунд после старта. Этот случай особенно потряс С. П. Королёва, которому Лисичка очень нравилась.
«Непривычно грустное было у Королёва лицо. Он подержал её [Лисичку] ещё несколько секунд, потом передал кому-то в белом халате и, не оглядываясь, медленно побрел в шумящий зал МИКа» (конструктор Борис Черток – о последних минутах перед запуском).
Чем были оправданы жертвы?
После трагедии с Лисичкой и Чайкой конструкторы приняли решение разработать систему аварийного спасения космонавтов не только в полёте, но также на этапах подготовки и пуска.
«Гибель Лисички и Чайки стимулировала разработку такой системы, и в этом их величайшая заслуга перед человечеством. Как ни высокопарно это прозвучит, но этим собакам обязаны своей жизнью, по крайней мере, четверо советских космонавтов: Василий Лазарев, Олег Макаров, Владимир Титов и Геннадий Стрекалов»
(Александр Железняков, «Первые в космосе», 2011).
Но, по сути, заслуга принадлежит каждой собаке (и каждому животному), принявшей участие в космических испытаниях, пусть даже против собственной воли. Они стали своего рода дублёрами, избавившими науку от лишнего риска человеческими жизнями. Без них освоение человеком космоса могло бы не начаться.
А оно, в свою очередь, дало жизнь многим современным технологиям: от МРТ и дефибрилляторов в медицине до системы фильтров для очистки воды и датчиков, контролирующих количество вредных примесей в воздухе.
Наше присутствие в космосе всё так же необходимо - прежде всего, для наблюдения за Землёй (за погодой, катаклизмами, проблемами экологии). И если подтвердятся научные прогнозы, в котором человечеству когда-нибудь придётся колонизировать другие планеты, без преувеличения можно сказать: своим четвероногим «дублёрам» мы обязаны будущим.
В следующей статье мы расскажем, какую подготовку проходили собаки-космонавты, как их отбирали, чем их кормили и как к ним относились советские исследователи.