ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ
Ульяна шла по улице. Мартовское солнышко пригревало, но снег ещё лежал толстым покровом. А в воздухе всё равно чувствовалось предверие весны. И настроение у Ульяны было прекрасное. Завтра её с Григорием свадьба. Девушка чувствовала, что летает на крыльях.
Она подошла к забору и открыла калитку. Девушка очутилась на заднем дворе. Тут обычно собиралась вся челядь. Вот и сейчас жизнь кипела во всю. Иногда Ульяне казалось будто здесь маленькая деревня. То детишки бегали, играя в салки, то мужики пилили доски, то проносился, сбежавший поросёнок, визжа и переворачивая всё вокруг.
-Эй, Ульяна! -Кто-то окликнул девушку. -Ты чай загордилась? Идёт и не здоровается.
Ульяна повернула голову и увидела трёх девушек. Матрёшки. Так их она называла. До чего противные. Особенно оглобля Глашка. Эти две её подружки Варвара и Стешка ещё ничего.
Но тоже вредные.
-Здрасьте вам. -кивнула головой Ульяна.
--Улька за воеводу замуж выходит, а что девичник? Ты почему нас не позвала? -не унималась Глафира. Больно нужны вы там.
-А вы мне подруги чтоль задушевные? -Ульяна усмехнулась.
-Ну, конечно. Мы с господами дружбу не водим, да по заграницам не ездим! -Глашка засмеялась.
-Какая заграница? Бусурмания! Тьфу! -коренастая и плотная Варвара плюнула на снег.
-Улька, а ты в гареме там не побывала? -Глафира ещё больше расхохоталась.
-Тебя бы точно туда не взяли. -Ульяна усмехнулась. -А если бы и взяли, то выполняла бы самую грязную работу.
-Ну, и гордячка ты , Ульяна! -Глашка развела руками. -Прямо прынцесса! Только вот одна уже прынцесса без мужа брюхата ходит.
Ульяна сразу поняла . Ещё до приезда домой она знала, злые языки начнут трепаться.
-Ты говори да не заговаривайся. -Ульяна угрожающе сдвинула брови.
-Да слышали мы! -Глашка махнула рукой. -И про венчание, и про мужа... Только вот где он? Да, и нету в Бусурмании никаких церквей. Сказки это всё!
-Ты вообще там была? -Ульяна подбоченилась. -А я была. Церкви там есть. И мы с Григорием свидетели венчания Анастасии Даниловны и её мужа Алексея Петровича.
-А где ж муж то? -Глашка скривила губы.
-Тебя это сильно волнует? Где чей муж? -Ульяна качнула головой. -Ты себе своего заведи и смотри за ним. А чужие мужья тебя не должны интересовать. Поняла? -она нарочито с угрожающим видом двинулась на троицу.
-Ульяна, а, что ж ты не обвенчалась там с Григорием? -услышала девушка голос сзади. Она обернулась и увидела... Меланья. В расписном платке, полушубок кроличьим мехом отделанный. Щеки нарумянила так, что кажется они вот-вот сгорят. Да ещё стоит. Грудь вперёд выставила, словно рождественский холодец колыхается.
-Так что молчишь, Ульяна?
-А ты кто такая, чтобы я перед тобой отчитывалась? Что да как? -усмехнулась Ульяна.
-Улькина соперница. И как мужика делить то будут? -услышала она за спиной громкий шёпот, а затем смех.
-Ты видно ,девка, всей правды не знаешь. Да, и понятно. Зачем Григорий будет тебе рассказывать. -с елейной улыбкой пропела Меланья.
-Ты это о чем? -Ульяна насторожилась.
-Да, о том. Пусть он и женится на тебе, но ходить всё равно ко мне будет. И ты ничего не сделаешь.
У Ульяны потемнело в глазах. Но она взяла себя в руки.
-Хватит брехать. Григорий давно к тебе дорогу забыл. -сказала она.
-А вот и не забыл. Сегодня всю ночь мы так с ним любились. Так миловались. -Меланья закатила светлые глаза. Её лицо приняло сладострастное выражение. Ульяна чуть не задохнулась. Ей хотелось прибить на месте бестыжую вдову.
-Вот так вот, Уленька! -торжествующе хлопнула в ладоши Меланья. -Ты сама то его пробовала? Знаешь какой он? Ух!
Ульяна подошла к женщине и резко толкнула её в грудь. Меланья не удержалась и упала в рыхлый снег. При этом юбка её задралась, обнажив ноги.
Послышался свист и разноголосый смех.
-Ах ты ж, коза дранная! -завопила Меланья, стараясь подняться. Но Ульяна не дала ей этого сделать. Только вдова встала на колени, девушка опять её толкнула. Меланья повалилась заново.
-Давай, Улька! Так ей!
-Ульянка! Ногой ее!
-Эх! Повезло воеводе! Вона как!
На все лады слышались мужские и женские голоса. Понеслись шутки-прибаутки , смех.
Меланья всё же поднялась. Потная, растрепанная.
-Пошла вон отсюда! Чтобы я тебя здесь не видела. -процедила Ульяна.
-Гришка мой! Слышала ты! Мой! -закричала Меланья. Она, словно дикая кошка бросилась на девушку. Две женщины сцепились.
-Я тебе раздеру всю рожу. -верещала вдова, пытаясь ногтями добраться до лица девушки. -Будешь завтра распрекрасной невестой!
-Эй! Да разымите их! Все волосья повыдергивают.
-Эээ! Нет! Когда женщины дерутся-лучше в драку не встревать.
Из дома выбежала маленькая, пухленькая женшина.
-Да, вы что гогочете? -накинулась она на толпу. Это была Фёкла.
-Эй! Быстро их разведите! -приказала она четырём ратникам. Дерущихся женщин разняли, отведя в разные стороны.
-Слышишь, Улька! Я вам всё равно жизни не дам! Гришка рано или поздно ко мне придёт. А тебя он бросит. Слышала? -задыхаясь кричала Меланья.
-Заткнись, шлендра подзаборная! -зашипела Ульяна.
Раздался дружный хохот.
-Так! А ну расходитесь все! -прикрикнула Фёкла. Она подошла к вдове, которая пыталась вырваться из рук ратников.
-Отпустите её! -сказала Фёкла.
-Ох, и дура же ты, Меланья! -обратилась она к женщине. -Сорок лет, а ума нет. Ты что тут за цирк устроила? Чего лезешь в чужую семью?
-Он ещё не женился на ней. -пробурчала вдова. Почему то при виде маленькой, пожилой женщины она робела.
-Ты перед свадьбой решила о себе напомнить? -Фёкла сузила глаза. -Всё, дорогуша! Григорий больше не твой пахарь. И чего ты ерепенишься? Он один чтоль твоё полюшко вспахивал? Ты так к каждой зазнобе или невестушке будешь бегать волосья драть? Какой позор, Меланья! Уходи отсюда! И чтобы не высовывалась.
Фёкла отвернулась. Она нацелилась на трёх девушек. Они стояли в сторонке и о чём-то шептались.
-А вы ,девки, рано стервенеть начинаете. И скажите мне, разве Анастасия Даниловна вас когда-нибудь обижала? Обделяла? На праздники всегда и вам, и другим гостинцы делает, да денег даёт. А тебе, Стешка, вообще грех на неё жаловаться. Два года назад, когда вы погорели. Кто твоих сестёр, да братьев приютил? Наша барышня. Ещё и помогла вам дом восстановить. Неблагодарная!
-Да, я ничего. Этот всё Глашка! -пробубнила круглолицая девушка.
-Так вот! Чтобы я больше не слышала от вас всякой брехни. Ясно вам? А муж Анастасии Даниловны приедет. Ещё увидите его! Завидовать будете!
Фёкла презрительно кинула взгляд, махнула рукой Ульяне, и они вместе вошли в дом.
-А ты, девка, в следующий раз не иди на поводу. Гордо голову подняла и молча прошла. Пусть злопыхают. А станешь мужней женой, то и подавно. И будь настороже. Меланья баба глупая. Чую, начнёт козни строить.
Ульяна тяжело вздохнула.
-Эй, девка! Ты что это? Никак реветь собралась? -заметила пожилая женщина, как слезы блеснули в глазах девушки. -Неужто поверила, что Григорий к ней до сих пор ходит? Ты это брось! Я же вижу! Да, он глаз с тебя не спускает. Вот, Улька! Ты такого мужика охомутала! Да наш воевода от тебя голову потерял. А Меланья просто бесится, поэтому и наболтала всякой ереси.
-Фёкла Степановна! Спасибо вам! -Ульяна нагнулась и поцеловала женщину в щеку.
-Ладно ужо! Иди! У тебя ещё вечером девичник. -проворчала Фёкла.
Как потом оказалось девичник тоже прошёл не без приключений.
Анастасия позволила своей верной служанке, которая завтра становилась замужней женщиной , провести девичник в большой светлой горнице. Собрались девушки и затянули грустную песню по обычаю, устраивая проводы девичества невесты. Ульяна сидела за столом и должна была по традиции плакать. Плачут те невесты, которые без любви идут замуж. А я моего Гришеньку люблю. Мне за него замуж в радость. Поэтому не буду лицемерить. Ульяна была в предвкушении свадьбы.
-Уля! -тихо сказала Анастасия, которая подошла и присела рядом.-Я так рада за вас с Григорием. -она сжала руку девушки. У Ульяны защемило сердце. Её хозяйка держится и с последних сил. Старается всем помочь, даже улыбается. Через силу, конечно, но всё же.
-Анастасия Даниловна. Он вернется. Ваш муж! И вы будете счастливы! Вы же верите в это? -прошептала Ульяна.
-Уленька, если бы я не верила, то, наверное уже бы высохла от тоски и горя. -проговорила печально Анастасия. -Но я.. Я и наш малыш верим и ждём. И любим. -она положила руку на свой, округлившийся живот и почувствовала, как ребёнок толкается в её чреве. Анастасия погладила, представив маленькую ручку или ножку малыша. Карим! Любимый мой! Моё письмо уже должно было дойти. Господи! Только бы он был живой. Больше ничего не надо.
Анастасия ещё немного посидела и сказала Ульяне, что пойдёт спать. При этом она просила продолжать девичник.
Девушки выпили немного бражки , и тут пошло веселье. Ульяна сама стала распевать частушки. И вот в самый разгар праздника дверь отворилась и появился мужчина.
-Ой, глядите! Антипка заявился. -сказала одна из девушек. Конюх Антип, сильно шатаясь прошёл на середину комнаты. Было видно, что он очень пьян. И чего приперся этот кобелина сюда? Сейчас ещё начнёт к девкам приставать. Ульяна подошла к нему с твёрдым намерением выставить названного гостя.
-Улька! Не дождалась ты меня. Выскакиваешь замуж за... Воеводу.-не успела девушка опомниться, как Антип заграбастал её в медвежьи объятия.
-Да, пошёл ты! -Ульяна с силой вырвалась.
-Уля! Дак.. Я.. Не выходи за него. Выходи за меня! -мужчина качнулся и чуть не упал. При этом он чуть не опрокинул графин со стола. Девушки удивлённо и возмущённо зашептались.
-Иди проспись. -сказала Ульяна. -То же мне жених. Я своего Гришу на такого кобеля, как ты не променяю.
-Улька! Я не.. Шучу... Ты ж люба мне. -Антип попытался, снова обнять девушку, но та ловко увернулась.
-Опомнился. -она качнула головой. -Да, тебе все девки любы. За каждой юбкой бегаешь. Если у тебя и будет жена, то я сильно ей сочувствую.
-Ты будешь жена! -на этот раз мужчина поймал девушку, притянул к себе и попытался поцеловать. Ульяна кулаком долбанула ему в самый лоб. Антип отпустил девушку, закачался и тут же получил по голове метлой. Совсем еше юная , почти девочка Акулина треснула мужчину.
-А, ну пошёл отсюда! -Ульяна стала выталкивать конюха за дверь. Она выхватила из рук Акулины метлу и погнала его уже через сенцы во двор.
На улице стояла ночь, и небольшой морозец окутал инеем деревья.
-Всё! Всё! -Антип замахал руками, пытаясь не скатиться со скользких ступенек крыльца. Он все-таки оступился и попал в чьи-то руки.
-Эй! Осторожней!
Ульяна узнала Григория.
-Гриша, ты что тут делаешь? -удивилась девушка.
-Да вот захотел тебя увидеть. Но вижу тут ухажёр у тебя. -со смешком ответил воевода, прислоняя невменяемого мужчину к стене дома. -Уля! И зачем ты его так напоила?
-Да.. Он сам. -недоуменно произнесла девушка. Она не могла понять, шутит Григорий или всерьёз.
-Эко, брат, как тебя, развезло. -проговорил воевода. -Пойдём. Отведу тебя в людскую. -мужчина обнял конюха за плечи.
-Григорий... -заплетающимся языком просипел Антип. -Не женись на Ульке. Она....
-Гриша, не слушай ты его. -вмешалась Ульяна. Воевода махнул ей рукой и повел пьяного по скрипучему снегу.
-Вот что за день сегодня? То Меланья бешеная, то Антипка пьяный кобель! -возмущённо пробормотала девушка. Она зашла в дом, затем опять вышла, кутаясь в тёплую, шерстяную шаль.Надо дождаться Гришу. Воевода пришёл очень скоро.
-Гриша! -невеста бросилась к жениху. Григорий заключил девушку в объятия.
-За тобой глаз да глаз, невестушка моя. Уведут еще до свадьбы. -проговорил он с добродушным смехом.
-Это Антип то? Ты что, Гриша, думаешь я тебя на него променяю? -Ульяна обхватила мощные плечи жениха руками.
-Ты ж у меня красавица! Не Антип , так кто другой. -продолжал Григорий. В его голосе звенел смех.
-Какой другой? Да ты что, Гриша, смеешься? А ну, поцелуй меня быстро! -приказала девушка. Воевода крепко прижал к себе невесту и поцеловал.
-Ох! Ммм! Гришенька! Скорей бы завтра. -прошептала Ульяна после поцелуя.
-Я сам Жду-не дождусь. -выдохнул мужчина и снова поцеловал свою невесту.