Сегодня мы слышали, возможно, самый известный эпизод из Евангелия, - о том, как Господь Иисус Христос ходил по воде. Много полезного мы можем почерпнуть, обратив внимание на то, как евангелист Матфей описывает это событие.
Во-первых, он упоминает в начале, что Христос настоял на том, чтобы апостолы поплыли на другой берег без Него. Они отправились и попали в шторм. И здесь стоит сравнить все упоминания об их плавании, чтобы увидеть, как Господь испытывает Свою Церковь и каждого из нас. Сначала упоминаются случаи, когда Господь вместе с апостолами в лодке переплывал без всяких опасностей (Лк. 8:26). Затем был момент, когда Христос плыл с ними, и они попали в шторм, но Господь спал (Мф. 8:24-25). И вот апостолы начали бояться, хотя Иисус был с ними, но из-за того, что Он спал, то есть не действовал явным для них образом, им казалось, что они погибнут. И тогда Господь обличил их маловерие и приказал буре прекратиться, как и случилось (Мф. 8:26). А теперь уже третья степень испытания, когда апостолы плывут одни и опять попадают в шторм, и все, теперь нет в лодке Господа, даже уже и не разбудишь Его. Через это апостолы подвергались проверке, насколько они верят, что Христос - Сын Божий и может о них позаботиться, даже не присутствуя с ними.
Евангелист Матфей указывает, что они увидели, как Иисус идёт по волнам «в четвёртую стражу ночи» (Мф. 14:25). Римляне делили ночь на четыре части или четыре стражи. Четвёртая – это последняя, уже перед рассветом. То время, когда горизонт начинает светлеть, солнце ещё не взошло, но свет уже есть. В этом свете они увидели человеческую фигуру, идущую по воде, и, естественно, испугались, решив, что перед ними призрак. Но Господь их успокоил, сказав: «это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27).
Христос ничего не делал случайно. Он мог бы чудесно появиться сразу в лодке, мог бы ждать их на берегу, однако Он показывается им как идущий по воде. И святые отцы объясняли, что это не случайно. Потому что в Ветхом Завете есть несколько мест, где говорится про Бога: «Он один ходит по высотам моря» (Иов 9:8), «Путь Твой – в море и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:20). Так что именно через это чудо Иисус показывал Своим ученикам, что Он есть Бог.
И апостолы начали осознавать это, по крайней мере, апостол Петр, который крикнул: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Он не сказал: «Помолись Богу, чтобы Он мне дал такую же силу», апостол обращается к Самому Иисусу как подателю чудотворной силы. И слышит ответ: «Иди» (Мф. 14:29). И апостол Петр с доверием делает шаг в воду.
Некоторое время назад одна женщина, которая готовилась ко вхождению в Церковь, сказала мне: я учёный, и как можно мне отказаться от веры в эволюцию, когда вся моя предшествующая научная деятельность и знания говорят против учения о том, что Бог что чудом мгновенно совершал творение? Я ей ответил, напомнив это евангельское место: а каково было апостолу Петру, который, будучи рыбаком, знал, что по воде ходить нельзя? Опыт всей его жизни и все знания говорили ему, что если он шагнет в воду, то утонет. И, однако же, от всех этих знаний и опыта он отказывается, поверив Христу. Так поступила и та женщина, войдя в итоге в Церковь Христову.
И вот он пошёл к Нему. Почему поначалу апостол Петр шёл по воде, а потом стал тонуть? Потому что сказано, что он посмотрел на ветер, на волны. А это что значит? Это значит, он перестал смотреть на Христа. Как только он отвел взгляд от Христа, увидел окружающие вещи, они спровоцировали сомнение, и не глядя на Христа, апостол не имел в себе силы эти сомнения побороть, и из-за этих сомнений он стал тонуть. Поэтому и нам очень важно посреди бури нашей жизни не отводить взгляд от Христа.
Но когда апостол Петр начал тонуть, он сразу стал взывать: «Господи, спаси меня!» (Мф. 14:30). Так же и мы должны поступать. К сожалению, нередко бывает, что человек, который начинает тонуть в тяжёлых житейских обстоятельствах, не взывает к Богу, а начинает унывать, роптать, обвинять Бога. Апостол Петр не сказал: что же это такое, Ты сказал идти по воде, я пошел, а теперь из-за Тебя я тону! Он не упрекал Господа, но взывал со смирением: Господи, спаси меня!
Кому доводилось испытать такой опыт, тот понимает. Мне в детстве довелось, я тонул, и могу сказать: в этот момент ты ничего другого не хочешь, кроме как спастись. Никто в момент, когда он тонет, не молится о том, чтобы Бог дал ему хорошую квартиру, хорошую работу, хорошую жену, решение проблем с начальством, соседями и так далее. Все молятся только о спасении. Так и мы должны молиться о спасении нашей души. Если его будем искать, Господь обязательно ответит и поможет нам.
Святые отцы толковали образ учеников в лодке во время бури как образ Церкви, которая также находится в тяжёлых обстоятельствах, претерпевая нападения со стороны еретиков, раскольников, властей, настроенных против Церкви. Помня этот образ, мы не должны унывать и отчаиваться нынешними обстоятельствами. Даже если они кажутся невыносимыми. Господь управляет Своей Церковью даже и тогда, когда Его не видно. Как и апостолы хотя не видели Христа пребывающим в лодке, но не оставались без его надзорав и попечения. Так же и сейчас, - Он не далеко от нас.
И последнее о чем хочется сказать. По объяснению святых отцов то, что Христос ходил по воде, было знаком Его божества. А что означает то, что апостол Петр попросил у Него того же самого, и Господь дал ему? Это показывает, как Господь любит нас, что готов поделиться с нами всем, что есть у Него. Он призвал нас стать богами по благодати. Как тот же апостол написал, что мы будем «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Вот что означает то, что Он позволил апостолу Петру пройти по воде. Видя, каков наш Господь, как любит Он нас, сколь многим Он хочет с нами поделиться, будем и мы стараться оправдывать Его любовь и жить по Его святой воле!