Случается так, что художник приходит к осознанию своего предназначения через счастливые обстоятельства его биографии, а не вопреки им.
Игорь Андрюхин родился в простой семье, в которой никто не предполагал для него такого будущего и специально не готовил его к пути, связанному с искусством. Он сам записался в художественную школу, ходил на курсы чеканки. К знаменательным фактам его биографии относится поступление на факультет скульптуры тогда ещё Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. В. И. Мухиной, а затем, уже в процессе обучения, перевод на кафедру металла. В годы своего студенчества он и учился, и преподавал по собственной уникальной программе. Начиная как скульптор, в тот период своей творческой жизни он нашел материал, с которым впоследствии связал судьбу.
Сегодня мы хотим собрать воедино всё, что знаем об Игоре Андрюхине как о художнике по металлу, и составить из множества элементов общую картину.
Юрий Саркисян – художник по металлу, профессор, преподаватель СПбГХПА им. А. Л. Штиглица: «Несколько слов об Игоре Андрюхине как о коллеге, как о художнике, как о профессионале своего дела. Что особенно приметно в работах Игоря, так это рациональность в подходе к материалу, четкость в мышлении, точность в исполнении и в то же время совершенная иррациональность в душевных затратах. Именно любовь и трепетное отношение к металлу, к приему, к технологии делают его работы простыми по восприятию и содержательными по смыслу! Его образное видение мира, символов и знаков в переводе на язык металла дают тот самый андрюхинский стиль, который ни с чьим больше не перепутаешь. А еще его изобретательные остроумные решения всевозможных стыков и соединений, с которыми постоянно сталкивается кузнец, тоже дорогого стоят. Ну а работоспособности мастера можно только позавидовать, вспомнить хотя бы его персональную выставку в СПбГХПА им. А. Л. Штиглица, где он легко заполнил два зала музея творческими работами, остроумными опусами с беспредельной фантазией, фрагментами прикладного металла и металлоскульптурой! Я считаю Игоря Андрюхина одним из талантливых и одним из передовых художников в области горячей деформации черного металла!»
Сейчас, когда за плечами у художника уже весомый пройденный путь, изучая его ранние работы, можно сказать с уверенностью, что мастер развивает сюжеты и приёмы, возникшие на раннем этапе. К таким сквозным линиям его творчества относятся пласты «Растения», «Анималистическая скульптура», «Формальные композиции», «Архитектурный металл» и т. д. В целом, говоря об Игоре Андрюхине, изначально сложно провести строгую структуризацию его творчества, поэтому мы выбрали наиболее подходящий принцип – тематический.
Карандашом по бумаге. Графика и эскизы
Куда нам лезть в цвета, если между черным и белым столько проблем
В. А. Стариков
Принято считать, что художественные задумки возникают сначала на листе бумаги, потом переходят в материал. Для такого художника, как Игорь Андрюхин, рождение идеи и формы связано, прежде всего, с процессом работы с материалом. Это можно назвать разговором с металлом, особенно по отношению к скульптурным работам. Эскиз – это способ взаимодействия с металлом через лист бумаги и карандаш.
Что есть графический эскиз Андрюхина? Прежде всего, это «мыслеформа» как собственный язык художника. Среди большого числа зарисовок, зачастую урывочных, разбросанных по мастерской, можно увидеть много примеров разнообразных мыслей на бумаге, которые сравнимы со словами, предложениями и рассказами в литературе. В творчестве Игоря Андрюхина преобладает графическое начало, то есть его принцип мышления – это линии, грани, фактуры, плоскости, пересечения…
Графика Игоря Андрюхина демонстрирует, прежде всего, отличный уровень рисунка, качество и дотошность в деталях. Но нельзя сказать, что каждый из эскизов или проектов представляет собой схему действия, нет, для мастера это схема процесса мышления. Рисунок – это не самоцель, не отдельный конечный этап. Так же, как и в работе с материалом, с одной стороны, это раскрытие красоты формы и самой мысли, с другой, это подчинение инженерной логике, которая основана на надежности и функциональности. Большинство «мыслей на бумаге» – самодостаточные образцы авторских работ. Многие сделаны для конкретных архитектурных объектов.
Проект памятника жертвам чернобыльской катастрофы был сделан в последние годы обучения. Студентов, которые заявили об участии в конкурсе, специально возили на место событий. К сожалению, он так и не был воплощён.
Эскизы и графика – это отдельная и недооцененная часть творчества Игоря Андрюхина, которая мало была представлена публике, практически не участвовала в выставках.
Сергей Полуботько – художник по металлу, кузнец, куратор кузнечного фестиваля «Свято Ковалiв» в Ивано-Франковске: «ИЗЫСК, изысканный, из исканий, из сказанного, из истины – вечный поиск её– ИСТИНЫ, вечный диалог , вечная борьба – находка, познание, удача , просветление, неуспокоенность – и вновь тяжёлый металл в руках, мысли, вымысел, МЫСЛИТЕЛЬ – необычное, необычайное, необыкновенное ЧУВСТВО, чутьё, ощущение и ПОНИМАНИЕ! МЕТАЛЛА кованого – открытие ЧУДА для ВСЕХ – и ода ему, оратория, слава его величеству МЕТАЛЛУ – это всё об Андрюхине и его творениях.
Проект тысячелетия. Рог изобилия
Non vi, sed arte – Не силой, но искусством
«Проект тысячелетия» дал возможность более чем десятку художников с разных концов планеты воплотить самые смелые идеи в реальность. Для многих из них это было счастливое время, которое принесло огромное удовольствие от самого процесса. Для Игоря Андрюхина это не стало исключением.
Сегодня, во время жестокой денежной борьбы, все сложнее представить себе ситуацию, в которой можно в течение двух лет работать над созданием авторской скульптуры, не считаясь ни с чьим вкусом или изменениями. «Проект тысячелетия» – знаковый период в жизни художника. Он дал ему возможность соприкоснуться с европейской культурой, изучить новые методы работы с металлом, показать свои возможности. В творческой биографии Игоря Андрюхина 1998–2000 гг. – важный этап самопознания. Его эскиз «Рог изобилия» вошел в собрание королевской семьи Великобритании. Художник получил международное признание.
«“Рог изобилия“ – символ, который понимает вся Европа, также присутствует на гербе моего родного города Харькова на Украине. Для меня это была первая кованая скульптура большого размера – высотой 6,5 метров. Я никогда не работал с таким материалом, соблюдая при этом все тонкости технологии XIX века. Я использовал каркасный метод, потому что важно было не изобразить рог, ассоциирующийся с животным миром, а сделать форму более общей, похожей на нос корабля. Пластичность, упругость, жесткость верхней части каркасной конструкции подчеркивались разными пластическими узлами, которые при скреплении между собой напоминали плоды, обозначая тем самым тему изобилия. Камни были привезены мною из Йоркшира, из устья реки, которая впадает в море. Вода реки имела плотный кирпично-красный оттенок из-за того что была пигментирована солями железа. Интересно, что именно по цвету воды древние металлурги находили местонахождения железной руды. Эти камни оттуда, где были обнаружены первые металлические орудия труда древних обитателей территории современной Великобритании. Специально я этого не планировал, но символически это сработало на поставленную задачу: она вывела эту идею и концепцию на новый смысловой уровень».
Крис Топ (Chris Topp) – куратор, организатор «Проекта тысячелетия» в Великобритании: В 1999 г. моя фирма занималась созданием нескольких кованых арт-объектов для английского городка Фархэма. Игорь вместе с Эдуардом Фокиным и Владимиром Сохоневичем откликнулся на приглашение, и их великолепные рисунки гарантировали им места в списке участников . Из-за финансового кризиса в России в то время они приехали работать в Англию, и мне выпала честь предоставить свою мастерскую на ферме в моей деревне для троих россиян. Следующие несколько месяцев были очень насыщенными, и, без сомнений, самым громким событием в истории нашей скучной деревеньки. После многих приключений три проекта (проект Игоря назывался «Рог изобилия») были завершены и установлены в Фархэме, где и остаются до сих пор. После окончания всех работ было устроено большое торжество в деревенской мастерской, куда съехались 40 британских кузнецов, чтобы вместе воплотить в жизнь прекрасную скульптуру, придуманную Игорем и Эдуардом, – «Цветок».
Современное искусство в очень консервативной деревеньке в Северном Йоркшире – но местным жителям она понравилась и до сих пор нравится, даже по прошествии 14 лет. С тех пор мы с Игорем поддерживаем связь, но поработать вместе еще раз нам не удалось. Мне бы этого хотелось, ведь с Игорем я провел прекрасное время, но жизнь идет своим чередом.
Скульптура. Поиск и форм через чувство материала
«Мне очень нравится работать с формой. Подчинять себе материал. Свинец, сталь, железо, медь, латунь, бронза, чугун… Отойдя от занятий классической скульптурой, той последовательности, которую навязывает художнику технология скульптуры, например, из мрамора, я был потрясён возможностями металла, который позволяет практически сразу видеть перед собой конечный результат, минуя промежуточные этапы» -
Игорь Андрюхин
Проводя типологизацию авторских работ Игоря Андрюхина, мы пришли к такому распределению: рельеф, формальная скульптура, растительная тематика, анималистический металл и серия работ «Насекомые».
Между тем нельзя не отметить особенную скульптурность элементов архитектурного металла мастера, которые вдохновляют его на создание уникальных авторских вещей. Казалось бы, разные аспекты его деятельности, но они проникают друг в друга и взаимопитают, давая новые и новые результаты.
Рельеф
«Я не ставил перед собой задачу следовать классическим принципам рельефа. По-моему, есть два способа работы в таком виде скульптуры: это работа на плоскости или работа самой плоскостью. Мне ближе второй подход. Заставить работать саму плоскость, её фактуру; что особенно важно – удачное сочетание площади и толщины материала. Мне интересно заставить зрителя прочувствовать материал, раскрыть его свойства, показать красоту, силу и значимость. Я не стесняюсь, работая в этой области, использовать разрубы, разрезы, царапины, чтобы сделать рельеф наиболее выразительным».
«Лики востока» – серия рельефов, которые были созданы под впечатлением от поездки на Байкал. Художника поразили грация и черты людей бурятской национальности. Подготовка к горячей деформации, непосредственно исполнение самого портрета-рельефа занимали больше времени, чем продавливание маски.
«Этот процесс можно сравнить с хирургической операцией, надо действовать быстро и решительно. Для исправления одной ошибки может понадобиться больше времени, чем требовалось для проведения всей работы».
Иван Кадочников – художник по металлу: Игорь Андрюхин – художник, живущий огромным количеством творческих идей. Человек необыкновенной энергии. Для многих молодых художников по металлу Игорь Анатольевич – мудрый учитель. Благодаря бесконечному стремлению Игоря к правде, благодаря его авторском у видению и постоянному поиску новых пластических решений и более выразительных форм любая работа с Игорем Анатольевичем становится настоящим творческим праздником . От всего коллектива мастерской поздравляем Игоря Андрюхина с юбилеем и желаем много творческой радости и новых открытий в деле художественного металла!
Формальна я, не фигуративная скульптура
«Мир говорит символами»
Мирча Элиаде
К этому направлению творчества Игоря Андрюхина относится ряд скульптур под названиями «Символы плодородия», «Жернова», «Миллениум бокс» и т. д. Это работа с объёмами металла, которая раскрывала его пластические возможности. Автора интересовала игра с возникающими в процессе формами. По сути, к серии Игоря Андрюхина, называемой формальной, относятся вещи, которые несут в себе реалистические элементы. Они представляют собой некие прямоугольные шкатулки, соединяющиеся листы металла. Это формы, передающие символы, олицетворяющие способности разных поверхностей и соединений, нежели просто изображения. Особенно характерно иллюстрирует это направление в творчестве Игоря Андрюхина серия работ под названием «Символы плодородия». Он создавал её на протяжении многих лет, экспериментировал с размерами прямоугольных листов: от огромных пластов до миниатюрных. При этом масштабность и сила воздействия на зрителя не терялась, а сохранялась.
Растения
«Нужно постараться представить ясную связь между двумя полюсами нашего бытия, между чувственно воспринимаемым нами и нашим внутренним духовным процессом…» - Адольф Гильдебрандт «Проблема формы в изобразительном искусстве».
«Мне было интересно попробовать себя в растительной теме. Перед художником стоят очень сложные задачи: не повторить натуру, а показать своё видение природы. Мне рисунок всё-таки ближе, чем фотография. Я люблю использовать несколько метких линий для достижения нужного образа. Так же я поступаю и с металлом, стремлюсь к высчитанным и продуманным действиям. Растения выполняют функцию рельефа, я компоновал прямоугольники, чтобы они выполняли и защитную функцию, так как изначально это детали ограждения. Цветы, плоды, листья развернуты плоскостно, как будто они зажаты между двух невидимых плоскостей. На меня в этом отношении оказал влияние теоретик искусства Адольф Гильдебрандт».
Игорь Андрюхин разрабатывает тему растений в своём творчестве досконально и верен ей на протяжении многих лет. Например, известны скульптуры его студенческого периода «Кукуруза», «Ветви», так же как и «Подсолнух» 2012 года и серия «Райский сад». Роман с растительной темой у художника продолжается. Как можно увидеть по названиям, работы реалистичны, но автор избегает зачастую встречающейся вульгарной натуральности; наоборот, обобщение, новые приемы деформаций материала раскрывают перед зрителем монументальные и сильные стебли, цветы, листья…
Насекомые
Серия работ «Насекомые» возникла в 2007 году. Она стала хорошо известна, так как не один раз принимала участие в выставках. Такого рода кованую пластику невозможно повторить, так как металл после деформации приобретает особую фактуру. Порой автора интересовала больше красота самой фактуры, чем следование замыслу. Может быть, поэтому серия «Насекомые» получилась настолько яркой? Эти образы хорошо запоминаются, формы удивляют и врезаются в память. Все объекты этой серии мономатериальны. Они состыкованы из разнообразных объемов, членений, проникновений гладких и плавных линий в грубые и резкие стыки. «Насекомые» объединяют в себе скульптуру из металла, которая изучает пластические возможности того или иного приема, порой достигая кульминации, сочетает крайности, представляет возможности комбинаций.
Существа летающие, ползающие, пьющие, застывшие, ожидающие – находящиеся в естественных непосредственных состояниях. Они позволили мастеру показать силу деформации сечений, извлечь из такой необычной темы максимум «вкусных» и неординарных художественных решений. Он был увлечён возможностями этой темы, в том числе он оставлял во многих скульптурах подвижные детали, которые придавали этим объектам живую пластику.
Анималистический металл
«Металл подсказывает мне стилистику, сечения, композицию»
Игорь Андрюхин
«Фигуры животных получаются не реалистическими, а формальными. Я следую материалу. Моя задача как художника – заставить зрителя переживать. Поверхность материала может передать все мои мысли. Когда начинаешь работать в материале, приходит сразу же больше решений, чем я мог представить первоначально. У металла свой строй и своя природа, и, в конце концов, своя кристаллическая решётка. С этим ничего не поделаешь! Чтобы заставить его переживать, подчиниться нам, исполнить волю автора, приходится прибегать к дипломатии кузнечных приёмов или же самому изобретать их. Ремесло – это грамматика, которой мы пользуемся, чтобы решить поставленную задачу. Мне нравится наблюдать за непосредственным поведением животных, интересно, как они выражают свои желания. Когда я приступаю к работе, увлекаюсь, пытаюсь передать в холодном материале характер живого существа».
Игоря Андрюхина интересуют образы бродячих собак, формы птиц, пластика фантастических животных, походящих в своей грации на котов. Мастер показывает не сладкую красоту, а наоборот, подчеркивает характерность, выразительность, непохожесть своих героев, порой уродство. Он заставляет нас, зрителей, полюбить изъяны, увидеть в обобщенных деталях благородство, в котором мы находим любование жизнью, её несовершенными совершенствами.
Архитектурный металл
«Между областью скульптуры и архитектурой нет чётких границ. Это всего лишь условность, во всяком случае, в моем понимании скульптуры как основного способа поиска формы…»
Сантьяго Калатрава
Архитектурный металл – это хлеб художника-кузнеца. Архитектурный металл бывает частный и общественный. И там, и там это, прежде всего, процессы взаимодействия между архитектурной средой и художником. Так как большинство работ Игоря Андрюхина в этой области относятся к частным заказам, мы располагаем ограниченным иллюстративным материалом. Заказная работа – это в большинстве случаев компромисс. Для художника по металлу эта область очень широкая, она позволяет работать как в интерьерных деталях, так и в сферах, сопряженных с инженерным делом, таких как малая архитектурная форма.
«В первую очередь, моя работа такого плана начинается с беседы. Я выясняю, что предпочитает человек. Чем больше у меня будет сведений, тем проще выполнить задачи, которые стоят передо мной. Как правило, это квартиры и дома, в которых люди создают жилую среду. В архитектурном металле на первое место выходит функция, подразумевающая удобство и соблюдение архитектурного «этикета», в котором будет жить мой металл. На втором месте для меня пластика. Перед любым автором стоит задача поиска новых приемов, решений, разнообразия. Я сторонник самых смелых и интересных решений в архитектуре. Уважаю людей, которые согласны жить в красивых новых художественных решениях. Всегда существует противоречие между архитектурными нормами и авторской металлопластикой.
Я внимательно наблюдаю за современными тенденциями в архитектуре и искусстве в целом. Мне интересно заниматься и растительными, и животными мотивами, которые могут перетекать и в символику, вписываться в историографический контекст. Я стараюсь склонить заказчика к своему художественному решению, бывает и так, что самые смелые предложения приходят от клиента».
Более чем за двадцатилетний период Игорем Андрюхиным было исполнено огромное количество заказных работ как в экстерьере, так и в интерьере. Его авторские разработки в области скульптуры находили широкое применение и в этой сфере. Можно с уверенностью сказать, что некоторые заказные работы у него получались столь же насыщенными пластическими элементами, как и самостоятельные художественные произведения. Например, «Лестница с виноградом». К работе над любым архитектурным объектом он подходит как инженер, стремится к идеальной «умной» функциональности соединений металла и других материалов.
Вечные поиски металлоформ
«На меня оказывает влияние литература, например, латиноамериканская проза. Это побуждает меня к новым шагам в познании материала»
Игорь Андрюхин
Игорь Андрюхин – художник по металлу, инженер, график, который стремится во всех проявлениях мыслить как скульптор. Из этого желания выражать, искать, экспериментировать с формами металла происходит творчество мастера. И, конечно, из неизмеримой любви к своему делу. Нельзя представить жизнь художника вне его кузницы. Он бесконечно находится в состоянии поиска, таким образом, из-под его рук выходят все новые и новые формы.
Автор статьи искусствовед Галина Домаха
Страница Игоря Андрюхина в Википедии.