Друзья всем привет.
Хочу поделится техникой "стабильный ум". Эту медитацию я практиковал в Буддийском монастыре Wat Pa Tam Wua, когда проходил там Випассану.
Эта техника хорошо описана в книге "Идти, чтобы быть знающим" (автор Пра Аджан Анек Тханиссарапоти, перевод Павла Шипук) и она является третьим шагом в обретении Мудрости после первых двух (Шаг 1: "Практика Концентрации", Шаг 2: "Практика Випассана или медитация Прозрения"). Делюсь с вами этой методикой.
"После обретения Знающего мы должны привести наш ум в стабильное состояние. Для этого нам нужно развивать такой ум, который является целостным, то есть стабильным наблюдателем тела и ума, способствующим развитие мудрости.
Это называется мгновенным сосредоточением. Для достижения этого состояния нужно выбрать объект, подобный дыханию.
Но вместо того, чтобы дать уму отдохнуть и почувствовать себя комфортно и спокойно с обьектом, мы пристально наблюдаем за умом. Мы удерживаем его в фокусе внимания как единственный главный объект и при этом даем ему свободу делать, что он захочет.
Разумеется, ум отправится думать. Тогда мы наблюдаем или знаем, что ум ушел в размышления. Затем ум может вернуться и попытаться удержать объект медитации. Тогда мы наблюдаем или знаем, что он попытался удержать объект. Затем, тут же, он снова может уйти в размышления. Мы наблюдаем или знаем, что ум тут же вновь отправился думать. Ум будет колебаться между уходом в размышления и возвращением к объекту в попытке удержать его. Наша задача - просто наблюдать за движениями ума.
Важно понимать, что мы практикуем это не для того, чтобы попытаться удержать ум в состоянии покоя с выбранным объектом. Если мы выбираем дыхание, мы не пытаемся оставаться с дыханием. Мы стараемся увидеть, что делает ум.
Мы начинаем с наблюдения за дыханием, а затем ум начинает думать. Мы знаем, что он начал думать. Ум возвращается к объекту, и мы знаем, что он вернулся к объекту. Ум снова идет думать, и мы знаем, что он снова отправился думать.
Мы делаем это снова и снова, и тогда возникает опыт Наблюдателя или Знающего, стабильного ума, который имеет правильный тип концентрации. Сначала он будет возникать лишь на короткое мгновение, каждый раз, когда мы замечаем, что ум движется наружу, чтобы думать, видеть, слышать или чувствовать. Когда мы наблюдаем или знаем, что ум уходит, чтобы подумать, ум будет стабильным умом или наблюдателем всего на мгновение.
Если мы будем делать это снова и снова, снова и снова, опыт Наблюдателя или стабильного ума будет сохраняться дольше. Ум будет легким, ясным и спокойным, он будет наблюдателем тела и ума.
Когда достигнут стабильный Наблюдатель, он видит тело на расстоянии. Возникает ощущение разделения или "внетелесного опыта". Ум отделяется и видит тело, продолжающее дышать.
В результате этой практики мы можем выбрать любое наблюдаемое явление тела. Например, дыхание, подьем и опускание живота. В случае с животом мы видим, что там происходит подьем и опускание, а ум просто наблюдает за этим. Ум должен быть Наблюдателем, который не зависим от объекта. Ум не тонет в дыхании, а укоренен в осозновании. Ум видит что тело выдыхает. Он видит, как тело вдыхает. Ум наблюдает как тело стоит, ходит, сидит и лежит. Он наблюдает как руки и кисти двигаются, разгибаются и так далее. Он видит, как тело делает то, что оно делает. Ум просто Наблюдатель. Тело движется, а ум наблюдает. Тело перестает быть нашим. Это тело движется, но движемся не мы. Возникает истинная осознанность. Ум пробуждается и видит что тело - это не мы, это всего лишь пять совокупностей"
Об этих пяти совокупностях я расскажу вам в следующей статье.
Кому интересно почитать об этом в книге, напишите мне, я вышлю вам электронную версию.