Найти тему

Советская геология. 2. Семипалатинский геологоразведочный техникум.2.2 Начальные курсы

Семипалатинский геологоразведочный техникум, основанный в 1931 году, является первым и до сих пор единственным в Казахстане учебным заведением по подготовке кадров среднего звена геологической отрасли. Тысячи выпускников работали по всей территории СССР. В стране была налажена система трудоустройства выпускников, предоставлению им бесплатного жилья. Каждый выпускник выбирал регион страны, где бы он желал работать. Каждое геологической управление страны, по направлению учебного заведения, сразу принимало выпускника в свой штат, трудоустраивало его, и предоставляло жилплощадь для проживания. Но это для ознакомления.

В августе 1979 года, приехав в город Семипалатинск, я направился сразу в техникум. Предоставил в приемную комиссию свои документы, меня, как иногороднего, сразу направили в общежитие техникума, которое находилось примерно в 50-ти метрах от самого техникума. В 5-ти этажном общежитии предоставили комнату на 3-м этаже с кроватью и постельными принадлежностями. Экзамены я сдал легко.

После поступления нас - абитуриентов, выбравших специальность «Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых» определили в группу под номером 197. После того, как нас собрали всех вместе, мы начали знакомиться друг с другом. Половина парней оказались не служившими в армии. Служившие, кто в армии, кто на флоте, стали выбирать, кто с кем бы хотел проживать в одной комнате, которая была рассчитана на четырёх человек. Получилось так, что в одной комнате со мной оказался Женя Б, Юра М., которые служили в ВМФ и Серик Н., который, как и я, служил в СА. Четыре человека - это, конечно, же, общая команда, где все были дружны. Но даже среди дружной команды всегда кто-то находит более близкого друга. Таким для меня оказался Юра М., с которым мы все годы учебы провели за одним столом (партой) в аудиториях техникума. С ним же впоследствии были и на преддипломной практике. Когда все окончательно распределились, отдохнули после вступительных экзаменов, началась учеба. Всё было так ново для меня, совсем не знакомым с геологическими работами и вообще с геологией. Многие парни и девушки были из геологических экспедиций, где кто-нибудь из родителей работал в геологии. Но потом учеба увлекла. Даже один только музей техникума, где были образцы различных минералов, производил на меня впечатление. Это полудрагоценные, поделочные минералы, образцы пород. Конечно, первый курс состоял из азов этой профессии и с тех предметов, которые изучались в школе.

-2

Группа сдружилась быстро. Другие армейцы нашей группы, проживали в соседней комнате. Девчата группы жили этажом выше. Кто поступал после службы в армии, и имел среднее образование, сразу поступал на второй курс. Срок обучения составлял примерно 2,5 года.

Во время выходных, праздников, уезжали на природу. Особенно в сосновый бор и на берег реки Иртыш. С собой брали продукты и плодово-ягодные вина. Хоть в то время вина эти называли кому, как вздумается, бормотуха, шмурдяк, огнетушитель от объема литража. Но в целом, вина были хорошего качества. Они не были выдержанными, как положено, но были из натурального сырья. Почему, то студентами пили только вино, водку если и употребляли, то редко.

Основное время это были занятия, изучали различные предметы по геологии. Кроме изучения предметов по основной специальности в геологии, проходили изучение предметов геодезических, гидрогеологических и буровых работ. По вечерам в выходные дни в фойе какого-нибудь этажа проводились танцы под магнитофон. Нормальная такая студенческая жизнь. Но так как, многие студенты поступали после 8 класса или сразу после окончания школы, преподавателями техникума осуществлялся контроль учащихся в общежитии. Проводились внезапные рейды.

Как-то в один из дней наша комната решила немного отдохнуть. А какой отдых без винца. А тут ещё так получилось, что к концу учебного семестра поистратились. Поэтому решили на копейки купить кильку на развес. У нас так часто бывало, если денег почти нет, то покупали килограмма два кильки малосольной, (хлеб и горчицу брали в столовой бесплатно) и наедались этим. Так и в этот раз решили, что основную сумму потратим на вино, а остаток на кильку. Килька на развес в то время в магазинах была практически бесплатно. Да и вино можно было купить за 1руб 02 коп и немного дороже, смотря какой литраж. Вот мы на копейки и купили кильку, несколько бутылок винца. Винцо из бутылок вылили в чайник – это для любопытных, что, мол, чай пьем. Разложили кильку, хлеб, на стол поставили четыре граненых стакана и каждый перед собой на стол положил конспект, учебник. Так, на всякий случай. А случаи, как всегда, бывают разные.

В комнате нас было четверо, как я выше описывал, четыре служивших в армии и на флоте. Женя Б. начав разливать вино в стаканы, успел наполнить только три из четырех, как дверь в комнату резко открыли. Главное, без всякого этикета, без предварительного стука в дверь. На такое были способны только преподаватели, но об этом мы даже, и подумать не успели. На пороге появились завуч техникума, крупный мужчина, и преподаватель политэкономии.

Поздоровались. – Как дела?

– Да нормально, вот, занимаемся.

– Молодцы. Чай пьете?

– Да вот, решили попить сразу за конспектами, чтобы не отвлекаться.

Но видно завуча насторожило то, что три стакана были разлиты наполовину, поровну, как по линейке (тут Женя был специалистом). Да и сидели мы за столом все сразу вместе, так обычно, не занимаются. Ноздри завуча начали подрагивать, как бы, принюхиваясь.

– Что-то мне тоже захотелось попить. Думаю, не откажете? С этими словами, завуч налил из чайника в пустой стакан нашего винца. Мы естественно замерли в тревожном ожидании. Завуч медленно так, как бы, наслаждаясь вкусом чая, выпил весь стакан.

- Уум, какой вкусный чай. На травах видно.

Нам только оставалось дружно поддакнуть, подтвердив его слова.

Завуч не унимался, закусил нашей килькой. Как мы поняли, по его благодушному выражению лица, одним стаканом чая он явно не затормозится. Видно кто-то из его предков явно был из купцов, которые, как известно, очень любили чаёвничать. Как писали про них, могли, просиживая за самоваром, в одиночку весь чай из него ненароком и навернуть. А, что по сравнению с самоваром наш маленький чайник.

– Это правильно, что такой чай пьете без сахара, такой из трав нужно пить только с килькой.

-- Будешь? Обратился завуч к преподавателю политэкономии.

-- Не, что-то желания нет. Ответил политэконом.

- Зря! Чай действительно вкусный. С этими словами завуч наполнил из чайника опять полный стакан нашего чая. Не забыв при этом опять забросить в рот кильку.

Из головы совсем ушли мысли, что нас застукали за таким делом преподаватели, тем более, завуч. Основные мысли были направлены только на то, что завуч мог бы и поменьше себе наливать. Так если разойдется, нам совсем не останется. Хорошо, хоть политэконом отказался. А то бы на двоих весь чайник и ушел бы.

Но говорят же, что мысли у некоторых передаются, улавливаются другими людьми, тем более, если эти мысли возникли сразу у некоторых людей одновременно. Видно завуч уловил их. Обошелся двумя стаканами. Поблагодарил за такой вкусный чай, сказав, чтобы только молодым, не служившим, не наливали его. Пусть лучше пьют обычный чай, но только не на травах.

С этими словами, довольный, видно насыщенным чаем на травах, завуч с политэкономом пошли проводить дальнейший обход по этажу. Мы решили не тянуть с этим удовольствием, а то, кто его знает, может опять горло у завуча пересохнет, и он захочет вернуться к нам после обхода. По-быстрому разлили, выпили.

Вот почему-то из учебы самыми запоминающими оказались именно такие моменты. Это не значит, что всю учебу мы только и занимались такими моментами. Нет, конечно, просто они самые яркие, врезавшиеся в память.

Ведь учеба она проходит ежедневно, однотонно и монотонно.

Но даже с такими однотонными днями первый курс оказался окончен. Наступило время практики.

Продолжение следует…..