Золото скифов - это фраза, ставшая уже давно крылатой и означающая что-то очень редкое и богатое. Когда говорят о таком, то обязательно имеют ввиду что-то очень древнее и обязательно дорогое. Но что из себя вообще представляет "золото скифов", почему оно такое ценное, да и где вообще впервые был найден действительно самый настоящий скифский клад? Не такой, что это просто пара монет, а так, чтобы не было больше ничего аналогичного нигде. Так вот, вы удивитесь, но один из первых таких кладов был найден именно у нас, в Воронежской области. И вот как это было.
Стефан Зверев родился в далеком 1861 году в Подмосковье. Так получилось, что еще в возрасте 8 лет он, из-за тяжелой болезни, потерял обоих родителей, и его вместе с сестрой взял на воспитание родной дядя. Дядя воспитывал детишек прилежно, учил наукам всяким, а позже решил отдать в духовную семинарию, продолжать дело отца, так сказать. Самого Стефана в семинарии больше всего привлекала история как предмет. Как раз в степени магистранта по истории он с отличием эту самую семинарию и окончил в 1884 году, после чего был направлен в Воронеж.
В Воронеже он изначально просто преподавал историю в семинарии, но данная наука увлекала его больше всего, и он стал писать книги. Например, именно он составил «Памятную книжку Воронежской губернии на 1891 - 1894 годы», так любимую многими историками уже в наше время. Вообще он довольно плотно занимался историей Воронежского края, и все те данные и воспоминания стародавних времен, появились, по большей части, благодаря ему. А еще благодаря ему у нас в городе появился один из старейших музеев города - нынешний краеведческий. Сначала долгое время копились экспонаты, затем зародилась идея музея, а уже после стали активно искать помещение для музея. Но ничего не выходило. Ровно до той поры, пока в дело не включился Стефан Зверев, выбивший для музея три комнаты в старом здании Городской думы. К моменту официального открытия музея, в сентябре 1894 года, коллекция насчитывала уже более двух тысяч экспонатов. Собственно Стефан Зверев стал и первым директором музея. Но причем тут золото скифов?
Дело в том, что Зверев, вместе со знакомым историком Успенским довольно быстро сообразили, что музей нуждается в пополнении новыми экспонатами. Для этого они разработали специальный Устав, в котором говорилось о "необходимости изучения Воронежского края в его прошлом во всех отношениях". В общем, грубо говоря, решились проводить раскопки на территории области. И вот с этого как раз и начались громкие находки на территории нашей области.
Первой крупной находкой был реальный клад в нашем с вами понимании. Горшочек с более чем 30-ю монетами и серебряный слиток с печатью самого князя Владимира. Находка очень редкая и ценная, коих свет до этого не видывал. Хотя нет, видывал конечно, но в совсем единичных экземплярах. Сегодня этот самый слиток хранится в Эрмитаже, в городе Санкт-Петербург. Затем, уже в других раскопках, стали попадаться орудия каменного века, какие-то бронзовые фигурки, монеты, наконечники стрел и еще много всего. В общем, дело приняло глобальный характер. Но самая громкая находка еще только предстояла.
В ноябре 1911 года, во время раскопок одного из сорока, так называемых, "частых курганов", что были расположены на месте современного Северного района Воронежа, Зверев наткнулся на какой-то металлический предмет. Стали аккуратно извлекать его и это оказалась скифская серебряная ваза с позолотой. Причем на вазочке были выгравированы сами скифы, настолько тщательно, что различались даже пряди волос. Но и это было еще не все, потому как в этом же кургане был найден скифский меч с золотой рукоятью, на которой были изображены звери. А также браслеты, кольца, бляшки, пластины и прочие драгоценности. Естественно, практически все из золота.
По счастливому стечению событий нашелся и человек, благодаря которому об этой находке стало известно всему миру. Был у Зверева один очень хороший знакомый - Петр Апраксин, который ранее являлся Воронежским губернатором. В то время, когда была совершена находка, Апраксина уже назначили Таврическим губернатором в Крыму. В свою очередь, в Крыму ему посчастливилось часто встречаться с императором Николаем вторым. Зверев рассказал о находке Апраксину, а тот, в свою очередь, уже Николаю второму. В итоге, ученых из Воронежа - Зверева, Языкова и Мартиновича, пригласили к Николаю второму, прямиком в Крым. Естественно, вазу они взяли с собой, и подарили ее Николаю второму.
Благодаря участию императора, о данной находке узнал весь мир. О ней стали писать множество мировых изданий и рассказывали на различных научных и археологических съездах. Как оказалось позже, таких редких сосудов в мире только два. Один - найден у нас под Воронежем, второй - чуть ранее в Крыму, а именно в Керчи. Но знаете, что самое интересное? В Керчи аналогичную вазу нашли после того, как солдаты Воронежского пехотного полка, то есть родом из Воронежа, стали добывать камень для строительства. То есть, в обоих случаях к находкам были причастны жители Воронежа. Больше в мире аналогичных находок никогда не было. Обе вазы в наши дни хранятся в Эрмитаже.
Читайте также:
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов