Ни для кого не секрет, что модели поведения закладываются в нас в раннем детстве. Почему же получается так, что старшие дети вырастают более целеустремленными и успешными, в то время как младшим сложно сохранять концентрацию и доводить свои дела до конца? Майкл Гроуз попытался разобраться в данных причинах в своей книге «Почему первенцы правят миром, а младшие дети хотят изменить его». Рассмотрим причины данной проблемы через призму данного исследования и своего опыта.
Первый ребенок в семье – это первый опыт. Именно первенцы показывают родителям прелести каждой стадии взросления, именно их первым успехам родители радуются, и относятся более ответственно к воспитанию.
Рождение же младших детей не такое большое событие, как рождение первого, и младшим детям сложно родителей чем-либо удивить. Поэтому к младшим детям относятся с легким снисхождением, иногда даже пренебрежением, уже не радуются так ярко их шуткам, победам, не участвуют так активно в их воспитании. Ожидания у детей занижены, а где нет планки, нет и особенного рвения. Часто дети предоставлены сами себе и занимают позицию «отсидеться и не высовываться». Ощущение же посредственности (по сравнению со старшими детьми), заметно снижает самооценку.
Еще одна проблема младших в семье – их ранние увлечения редко воспринимают всерьез. «Ты до этого еще не дорос» - это та фраза, которую чаще слышат именно такие дети. Старшие дети в это время посещают секции, занимаются в кружках, младшим же детям эти занятия недоступны. К тому моменту, когда младшие дорастают до подходящего возраста, они уже разочарованы долгим ожиданием, их интерес потерян. В длительной перспективе дети бояться начинать любые дела, так как всегда не уверены в своих силах и готовности, а также в том, что их желания осуществимы в принципе.
У меня есть старшая сестра (разница 5 лет), которая всегда занималась теми или иными занятиями, а мне всегда было «рано» для всех моих начинаний, по сравнению с ней. И в итоге это стало моим девизом. Хороший уровень подготовки - «еще рано», продвинутый уровень подготовки - «тоже еще рано», и, кажется, что «то самое время» никогда не наступит. Вечное подсознательное ожидание сигнала, подтверждающего, что уже можно что-то делать, и его отсутствие – это то, что деморализует сильнее любого страха.
Следующая причина более очевидна. Она состоит в неосознанном формировании родителями пассивной модели поведения у ребенка. Если первый ребенок – это гордость родителей, то младший – зачастую тот, кем взрослые любуются. Это накладывает определенный отпечаток, такие дети получаются избалованными и опекаемыми. Умение принимать решения в данном случае не развивается, ведь за них все решают старшие дети и родители. Даже повзрослев, младшие дети часто откладывают дела, так как оказываются дезориентированными в ситуациях с множественным выбором.
При этом "младшие дети", как и старшие не хотят оставаться без внимания к себе. При отсутствии веры в свои силы они пытаются компенсировать все свои недостатки обаянием и выбирают яркие творческие профессии. Обучение в других отраслях, а также деятельность на руководящих позициях часто даются тяжело, так как веры в свои силы нет. Младший ребенок в семье не авторитет, его часто не слышат, и его идеи не воспринимают всерьез. В итоге детям приходится «говорить очень громко», либо прибегать к манипуляциям, обаянию и хитростям. Часто из них получаются бунтари, не признающие авторитетов. Руководить такой человек не хочет, да и не может, так как не верит в то, что без борьбы его услышат, и с его мнением будут считаться. При этом шанс понравиться у «младшего ребенка» всегда есть, поэтому такие люди часто делают ставку на искусство и разговорные навыки, в которых не требуется убеждение.
Также существует и другая причина откладывания, серьезнее всех предыдущих. Расскажу о ней на своем примере. В раннем детстве (5-8 лет), когда формируются подсознательные установки, нас вместе с двоюродными братьями и сестрами отправляли в деревню. На протяжении 3-х месяцев мы жили вместе и часто занимались различным творчеством (лепили например фигурки из глины, или делали мороженое). У нас (младших, у меня и брата) это получалось хуже, и нам открыто об этом заявляли старшие дети. В итоге установка, что мы не сможем сделать ничего хорошего (потому что были младше и делали это хуже), и что «нам лучше уйти, не переводить ресурсы и не мешать другим» - прочно установилась в подсознание.
И пусть при взрослении приходит осознание, что проблема была не в наших способностях в целом, но деструктивная программа была запущена («уйти и не мешать, потому что мы не можем создать ничего стоящего»). Эта установка и во взрослом возрасте не дает начинать задуманное, порождает желание отступить, ведь всегда есть более «взрослые и достойные». В итоге младшим детям сложнее реализовать себя, так как им приходится перешагивать через внутренние барьеры, сильно корректировать привычки и самооценку.
Если вы часто хотите создать что-либо, у вас много идей, но вы не можете приступить к выполнению задуманного, вспомните, не было ли у вас таких ситуаций в детстве.
Следует также отметить, что не всегда данные особенности прослеживаются. В случае если в семье растут разнополые дети или разница в возрасте детей небольшая, младшие дети практически ничем не отличаются от старших. В ином же случае такие дети рискуют столкнуться со всеми перечисленными трудностями.
Что надо делать, чтобы воспитать младших детей в семье деятельными:
- не давать таким детям затеряться, быть более внимательными к ним, слушать и слышать, что они пытаются донести.
- позволить таким детям быть ответственными и нужными.
- поощрять в принятии собственных решений.
- не пытаться решить все за них, дать возможность быть самостоятельными.
- сформировать более подходящую по возрасту группу для общения и никогда не сравнивать со старшими детьми.
Что делать с прокрастинацией, вынесенной из детства:
- в первую очередь надо найти причину в детстве, объяснить для себя, почему вы привыкли откладывать и почему вам страшно. Важно найти все триггеры, которые запускают ваши реакции избегания. Затем переписать привычную реакцию полезным действием.
- принимайте как можно больше решений самостоятельно, не прельщаясь возможностью переложить выбор на кого-либо другого. Впоследствии установится режим, от которого будет сложно отказаться, он станет подсознательным рефлексом.
- найдите правильное окружение. Это должны быть люди со здоровой самооценкой, верящие в вас, но и не спускающие вам с рук вашу бездеятельность. Они научат вас новым моделям поведения и подкорректируют привычки.
- важно приучить себя действовать еще до того, как получишь сигнал к действию, так как его можно никогда не услышать. Опыт приобретается в действии, а не вечном избегании.
Надеюсь, данный материал поможет вам лучше разобраться в себе и возможных причинах откладывания своей жизни на потом.
P.s. безусловно, я не придерживаюсь позиции, что нас (младших детей) сильно обделили в детстве и сделали ужасно неприспособленными к жизни. Те достоинства, которыми мы обладаем, делают нашу жизнь счастливой (способность смотреть на мир детскими глазами и радоваться мелочам, ценить процесс создания и красоту, а не материальный эквивалент нашего труда, относиться к жизни, как к увлекательной игре и пробовать многое, не участвуя в гонке за наградами). Мы счастливы, но нам немного труднее.
И хотелось бы добавить к сказанному ранее свою дополнительную версию того, почему младшие дети на самом деле выбирают творческие профессии. Часто дети, предоставленные сами себе, занимаются тем, что им действительно нравится делать. Дети рисуют, шьют платья для кукол или создают новые бамперы для своих детских машинок. Все эти увлечения через время вырастают в любимые дела, от которых невозможно отказаться. Поэтому желание вызвать восторг - не единственная причина творческих увлечений, а в том числе и результат предоставленной свободы. Проблема только в недостаточной мотивации и неуверенности в своих силах. Ведь творчество без реализации - бесполезно.