Найти тему
Кинолюбитель

Головокружение (1958)

Оглавление

Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:

Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/

Рейтинг:

  • Кинопоиск - 7,9
  • IMDb - 8,3

Жанр: нуар, мелодрама, детектив

Один из самых интересных фильмов режиссёра, где напряжение доходит до определённой точки, прорывает сцену, уменьшает азарт, чтобы через определённое время снова интриговать и удивлять зрителя. Фильм служит научным достижением в области съёмки: приближение камеры, эффект падения и оптическая иллюзия — блестящая работа, которая в 1958 г. произвела фурор.

-2

История знакомит нас с детективом, которому всего ничего до пенсии, который живёт одинокой жизнью и вдобавок страдает акрофобией. Перспективы не просматриваются, есть только уборщица. Классический приём режиссёра: разговоры о личной жизни, о возможностях брака и демонстрация его болезни. Такое построение мы наблюдали в «Окно во двор».

-3

Развитие преследовательской линии несёт в себе просьба друга, чтобы наш герой Скотти проследил за его женой, дескать, куда-то дама пропадает, мало ли. Расстановка проблемы выполнена, дальше зарождение саспенса, малое напряжение и интрига от преследования. Слежка на транспортном средстве и реакция жертвы — неправдоподобны. Одно дело — держаться на расстоянии, другое дело — ехать прямо за субъектом, даже в проулок заезжать следом. А женщине хоть бы хны. Несерьёзно!

-4

Тем не менее, пока мы через призму главного героя узнаём второстепенную личность, мы раскрываем для себя и самого преследователя. Его планы и взгляды на жизнь, его подозрения. Джеймс Стюарт отлично работает мимикой, чтобы по лицу определить эмоции. Интрига подкрадывается с волнующим саундтреком. Слежка начинает немного утомлять, пока режиссёр не вводит таинственные совпадения с предметами, никак не связанными с дамой. Но акцент на этом есть, подкреплённый органной музыкой, из-за чего психологическое напряжение достигает нужной планки.

-5

Неожиданный поворот с картиной в галерее — это было прекрасно. Дальше стечение обстоятельств заставляют схватиться за сердце, чтобы в итоге свести главных персонажей дуэтом на экране. На этом происходит стихание — нервишки потрепали, теперь переходим на лояльное отношение к зрителю.

-6

Безработный человек, у которого хватает монет на жизнь и на развлечение — фантастика. Ну, это кино, наблюдаем и улыбаемся. Волна напряжения и знакомство остались в прошлом эпизоде, новый день дарит новые неожиданные повороты и новые ощущения от саспенса. Вроде бы с первостепенной задачей покончили, подключили романтику, как зрителей наводят на новые приключения, более таинственные и невообразимые. Отображаются чувства вины, чувства привязанности к человеку. Ты вместе с героем переживаешь весь спектр эмоций, пока драма не пробивает стену между зрителем и происходящим на экране.

-7

Среди второстепенных героев зарождается чувство неразделённой любви. Разделение утраты и возможность заполнить пустоту, оставшуюся после драматизма, показано отлично, но цель не оправдывает себя. Стихание напряжения, кажется, что вот-вот должен подойти конец, как внезапно неожиданный поворот. Он шокирует, он выполнен в отличном тоне, он заставляет раскрыть рот от удивления и восхищаться автором. Браво, Альфред, браво!

-8

Главный сюжетный твист великолепен, он неожиданный и интригующий, но рождает один вопрос к предыдущим событиям. Пытаешься разобраться, возможно, что что-то упустил, лихорадочно пробегаешься по главным аспектам картины, но не находишь там ни ответа, ни намёка. Что же это? Только недоумение подошло вплотную, как на последних минутах картины нам дают ответ. О, это великолепно! Головокружительно! (Если следовать названию).

-9

В итоге, у нас саспенс внутри саспенса. Пока на первом уровне проходит осмысление происходящего, второй уровень уже готовит сокрушительный удар напряжения. Хичкок умело сочетал все детали, на которые обращал внимания герой Скотти, все «пасхалки» и отсылки, чтобы в финале разыграть безупречное представление. У фильма сложная техническая структура, сложное сюжетное повествование, которое не похоже на прямолинейность «Окно во двор» или «В случае убийства набирайте «М». Картина требует сосредоточения и постоянного внимания, дабы вы правильно были запутаны, но приятно выведены из лабиринта сюжетных ходов режиссёра.

Альфред Хичкок "Головокружение" (1958)

"Vertigo"