В то время, когда весь мир интересовался созданием электрокаров и начал развивать под них всю необходимую инфраструктуру – еще со второй половины 2000-х годов, Россия в таких машинах почему-то не нуждалась. Во всяком случае, официальный рынок «электричек» начал развиваться в нашей стране, лишь, несколько лет назад. Причем, что интересно, примерно тогда же на электрокары серьезно обратила внимание и отечественная автоиндустрия вкупе с Минпромторгом, поэтому уже сейчас мы наблюдаем бурное наполнение сегмента электромобилей самыми разными предложениями.
Конечно же, преимущественно, речь идет о китайских компаниях и их моделях – китайцы в этом плане, вообще, молодцы и сейчас занимают одну из лидирующих позиций по части развития экологически чистого транспорта. Но не стоит сбрасывать со счетов и российские компании.
Лучше поздно, чем никогда
Отечественные производители, также, проявили инициативу и в качестве примера можно привести работу УАЗа и АвтоВАЗА над адаптацией своих моделей под электрические силовые схемы – пожалуй, здесь ярким представителем консервативной отечественной школы является Лада е-Ларгус, который готовится пойти в массовое производство.
Далее, выделим недавно возрожденный бренд «Москвич» и его электрический кроссовер «Москвич-3е». Но стоит понимать, что сам производитель все же, по большей части, стремится к развитию моделей с традиционным ДВС и не ставит электромобили в приоритет.
И на всем этом фоне наиболее выгодно выделяется она – липецкая фирма Evolute, у которой весь модельный ряд целиком и полностью, состоит из «электричек».
Evolute: из грязи в князи
Для кого-то 2022-й год стал временем потерь и глубочайшего кризиса, другие же, сочли его временем возможностей. Производитель Эволют, вне всяких сомнений, относится именно ко второй категории и именно стремительное падение отечественного авторынка позволило ему заявить о себе в полной мере.
Как вы понимаете, сам бренд был сформирован в 22-м году. Он создан при совместной инициативе правительства Липецкой области, Минпромторга и компании «Моторинвест». Причем последняя имела опыт производства автомобилей – с 2014 года она занималась сборкой Great Wall, Changan, BYD, Dongfeng.
Ну а, в какой-то момент, «Моторинвест» просто оказался полезным и довольно быстро инициаторы поняли что к чему. Собственно, именно поэтому Evolute удалось создать в кратчайшие сроки и бренд заявил о себе на всю Россию. Пожалуй, данный проект является примером того, как нужно вырываться «в дамки» и составлять конкуренцию зарубежным производителям в своем сегменте.
Интересно и то, что на момент анонсирования нового бренда Evolute – летом 2022 года, «Москвич» был популярен куда больше, но за несколько месяцев так и не смог презентовать понятную программу развития и будущие модели. Всё это произойдет лишь к осени, а вот, Эволют управился до сентября и представил будущий модельный ряд.
Естественно, что весь он сформирован из китайских электромобилей Dongfeng и его сателлитов, но у Evolute было преимущество – ни одна из представленных новинок ранее в России «не засветилась», поэтому эффект абсолютной новизны и иллюзий самостоятельных разработок, безусловно, присутствовал.
В настоящее время, производственная линейка липецкого производителя включает в себя электрические кроссоверы Evolute:
- I-JOY. От 3 миллионов 70 тысяч рублей;
- I-SKY. Стартовая стоимость – 3 995 000 рублей;
- I-SPACE. Не купить дешевле, чем за 3 миллиона 899 тысяч рублей.
В перспективе, в продаже появится, также электро-SUV Evolute i-JET. А еще, планируется микроавтобус i-VAN.
Но пожалуй, наиболее интересным и в то же время, самым доступным по цене для россиян является городской седан Evolute i-PRO. С учетом скидок и государственных программ поддержки, его стоимость начинается от 1 миллиона 669 тысяч рублей. При этом, еще одна примечательная особенность модели – она выиграла номинацию «Автомобиль 2023 года» в России, что внушает и заставляет задуматься над тем, что машина, действительно, получилась неплохой.
Но как оказалось, владельцы от i-PRO далеко не в восторге и массово подвергают отечественный седан критике. Впрочем, обо всем более подробно – далее.
Что представляет из себя Evolute i-PRO
Вы уже поняли, что данный электрический седан не является, изначально, российским. Это клон китайской четырехдверки Dongfeng Aeolus E70, который доступен только для внутреннего рынка Поднебесной. Он же, в свою очередь, является ничем иным, как более свежей интерпретацией японского седана Nissan Sylphy G11, который уже давным-давно морально устарел.
Кузов Evolute i-PRO в длину растянулся на 4 метра 680 миллиметров, а его колесная база равна 2,7 метрам. Поэтому места на заднем диване предостаточно, ну а, если к этому прибавить 504-литровый багажный отсек, то становится ясно, что модель может оптимально подходить не только для личного, семейного пользования, но и для работы в такси либо в службе доставки.
Мощность электрической силовой установки модели составляет 150 лошадиных сил, а её тяговая батарея получила емкость в 53 кВт/ч, чего при полной зарядке должно хватать для езды на расстояние до 420 километров. При этом батарея от бытовой электросети заряжается до 100 процентов за 8,5 часов.
По большому счету, официальных конкурентов у Evolute i-PRO на российском рынке нет. Но это не помогло модели преуспеть в продажах – они мягко скажем, не впечатляют. Ну а, те владельцы, которые уже катаются на данном электрическом седане, имеют к нему ряд претензий. Да и в целом, критика массово имеет место быть. Что является тому причинами? Об этом – ниже.
С чем связано недовольство владельцев модели
Evolute i-PRO продается с октября 2022 года. Если приобретать такой электрокар с учетом всех скидок и госпрограммы, то получится не слишком дорого – 1 миллион 669 тысяч рублей. Если же, отказаться от дисконта в том или ином виде, то базовая стоимость машины составит уже 2 миллиона 990 тысяч рублей – немало! Тем не менее, модель эксплуатируется и по ходу этой самой эксплуатации возникают разного рода вопросы.
Итак, первое, на что жалуются те, кто ездит на «российском» электромобиле – это неважное отопление салона в зимнее время года. Увы, но печка модели досталась со слабой производительностью, из-за чего запотевшие или обледеневшие стекла – не редкость.
Более того, бывает так, что контур отопления внутреннего убранства, попросту, перестает функционировать. Виноват в этом четвертый ходовой клапан, который нуждается в ремонте. Однако официальные дилеры не всегда берутся за решение данной проблемы по гарантии, поэтому владельцы устраняют её своими силами, о чем информация в интернете, конечно же, имеется.
Второй повод для критики – штатная АКБ. Как оказалось, среди обычных 12-Вольтовых аккумуляторов, которые устанавливаются в данный электрокар, процент брака очень велик. Батарея, попросту, резко садится в «ноль», причем очень быстро. Есть случаи, когда АКБ отказывает уже спустя, несколько недель после покупки машины. И опять же, по гарантии данный компонент менять никто не спешит.
Тяговая батарея – основная на 53 кВт/ч тоже не идеал. Скажем, если вы не живете в мегаполисе, где имеются специальные терминалы для подзарядки, а ставите машину в личный гараж, то готовьтесь к тому, что если он неотапливаемый, то скорость зарядки от бытовой сети будет крайне низкой. Как правило, она ограничена 30 кВт, тогда как летом может доходить до 70 кВт. Следовательно, ни о каких заявленных 8,5 часах до полной зарядки речи уже не идет и пополнять запасы батареи до 100 процентов придется, как минимум, вдвое дольше.
Еще одна неприятность зимой – ни на какие 420 километров пути можете не рассчитывать и даже, не мечтайте об этом. В лучшем случае, удастся на полном заряде батареи проехать 240-270 километров и это – при температуре воздуха не ниже -15 градусов. Таким образом, делаем вывод, что в холода на Эволют вообще лучше никуда не выезжать.
Тормозная система – еще одна слабая сторона китайско-российского седана на электротяге. Как выяснилось, уже на ТО-1 многих владельцев предупреждают о том, что диски и колодки изнашиваются за 10-15 тысяч километров, почти, на треть. Это значит, что к 50 000 километров и тормозные диски, и колодки к ним придется менять по кругу. Радости в этом мало.
Еще более неприятное и частое явление – это лопнувшие лонжероны, на что жалуются многие. Что интересно, происходит это на сравнительно малых пробегах – 15-20 тысяч километров пробега. Утешиться можно лишь одним фактом – это беда машин первых партий, тем не менее, дилеры разводят руками и предпочитают отмалчиваться на претензии автовладельцев.
Идем далее – подвеска. Опять же, текущие амортизаторы, порча стоек стабилизатора, проседающие пружины – со всеми этими невзгодами можно столкнуться, если на одометре даже 30 тысяч километров нет. Но в таких случаях наивно рассчитывать на то, что элементы подвески будут менять по гарантии – только за свой счет.
К этому всему стоит прибавить поломки кондиционера, слабый головной свет, деформацию шпилек на ступицах, множественные проблемы с электроникой, риск коррозии днища кузова, и получаем целый клубок проблем, связанный с i-PRO.
Впрочем, мы еще не упомянули про дилеров Evolute – это на десерт, что называется. В своих заявлениях липецкий производитель гордо рапортует о том, что дилерская сеть динамично развивается по всей стране. Правда, на деле, дилер Эволют с самостоятельным салоном – это явление, которое можно повстречать лишь в крупных мегаполисах наподобие Москвы либо Санкт-Петербурга. В остальных городах, где бренд представлен, всё сводится к отдельному шоу-руму, который находится в пределах центра какой-либо или каких-либо китайских марок, у которых также, есть электромобили. Ну а, сервисные зоны ограничены диванчиком и телевизором.
Отсюда – и отношение к клиенту неважное, и уровень обслуживания оставляет желать лучшего. Впрочем, что беспокоит по-настоящему сильно, так это участившиеся случаи выхода дилеров из сети Evolute. То есть, в какой-то момент, салон, в который вы ездили на ТО, отказывается от выполнения гарантийных обязательств и проведения техобслуживания машин марки Эволют и с проблемами вы остаетесь один на один.
Подобное дезертирство случается всё чаще, ведь репутация Evolute уже испорчена. Соответственно, сами дилеры не хотят, чтобы на них накладывался негативный отпечаток и не желают распугивать этим своих других клиентов. Поэтому выход из дилерской сети липецкого бренда закономерен.
Очевидные выводы
Evolute i-PRO – это задумка неплохая. Но опять же, первое, что не оставило модели никаких шансов на успех – огромная цена. Далее, низкое качество исполнения самого электрокара вызывает бурю негодования у владельцев. Ну а, позиция и отношение многих дилеров марки к клиентам создают впечатление того, что Эволют представляет из себя лишь временный проект и на долгосрочное позиционирование он не рассчитан.