Найти в Дзене

Процветание и отстраненность

В противоположность уже известной социальной вовлеченности, являющейся следствием нашей социальной природы, можно противопоставить определенный вид психологической отстраненности. Она является способом справиться с неизбежными сложностями жизненного опыта. Наиболее четкое выражение подобного мировоззрения легло в основу философской традиции, описанной в трудах Эпиктета.

Читать первую лекцию.
Читать вторую лекцию.
Читать третью лекцию.
Читать четвертую лекцию.
Читать пятую лекцию.
Читать шестую лекцию.
Читать седьмую лекцию.

В рамках цикла лекций «Открывая Йель», подробная информация и оригиналы текста доступны по ссылке.

Он жил примерно с 50 по 130 год н. э., до тридцати лет был рабом, а затем, обретя свободу, начал изучать труды о философской традиции, известной как стоицизм. Сохранились две работы, созданные от его имени. Первая является четырехтомным собранием его рассуждений на самые разные темы: вопросы метафизики, этики, эпистемологии, сущности бытия. В дополнение к этому сохранилось небольшое эссе под названием «Энхиридион», состоящее из 45 эпиграфов. Оно с большой вероятностью было сохранено одним из учеников Эпиктета.

Древний философский мир породил ряд других систематических философских воззрений, имеющих взгляды практически на любой вопрос, который только может быть задан. Среди них была точка зрения, известная как стоицизм.

Стоики придерживались, в отношении лежащих в основе метафизических фактов о реальности, того, что сам мир является физической целостностью, управляемой тем, что они называли логосом. Это значило, что в мире существует определенный порядок, подразумевающий, что люди, обладая ответственностью, должны взращивать в себе добродетель. Добродетель, в представлении стоиков, это действие в соответствии с тем, что говорит нам разум и требует природа. Значит, необходимо просто следовать этой великой схеме, а не пытаться бороться с предначертанным.

Элементы стоической традиции подхватываются последующими теистическими идеями. В некотором смысле взгляд стоиков на то, что мир является упорядоченной сущностью, управляемой божественным разумом, лежит в основе многих ныне известных религиозных традиций.

Тогда возникает вопрос: что требуется от людей в соответствии с этими божественными предписаниями? Стоики считают, что следует принять свою судьбу, ведь она является следствием благости логоса и его силы; нужно избегать эмоциональности, при этом желая чего-то, и тем самым достигая этого чего-то, при этом будучи в согласии с разумом.

В современной интерпретации «стоик» — это человек, который сдержан и не выражает открыто свои страдания, чувствуя боль. Соответственно, вся идея, заключающаяся в этом мировоззрении, в том, что у людей есть представление о природе реальности, есть понимание, откуда это стало известным, и осознание того, что необходимо сделать.

В «Энхиридионе» Эпиктет рассматривает лишь часть картины мировоззрения стоиков. В основном, он рассказывает, что необходимо сделать людям ради процветания. Он говорит, что для адекватного реагирования на жизненный опыт нам следует изменить восприятие мира: оно не должно оказывать на нас пагубного влияния; следует постараться структурировать жизнь так, чтобы оставаться на верном пути; также стоит попробовать выстроить взаимоотношения с другими, чтобы это помогало нам выполнять те или иные обязательства.

Все вышеперечисленное можно условно разделить на три стратегии. Следует рассмотреть конкретные рекомендаций для изменения человеком восприятия мира.

Во-первых, нужно смотреть на вещи, разделяя их на две категории: то, что под нашим контролем, и то, что нам не подвластно.

«Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом все, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не наше. То, что в нашей власти, по природе свободно, не знает препятствий, а то, что вне пределов нашей власти, является слабым, рабским, обремененным и чужим. Итак, помни: если ты станешь рабское по природе считать свободным, а чужое своим, то будешь терпеть затруднения, горе, потрясения, начнешь винить богов и людей».

Идея, гласящая, что нам нужно проводить различие между вещами, которые мы можем изменить, и вещами, которые нам не подвластны, и что отношение принятия — это уместно по отношению к вещам, которые мы не можем изменить, в то время как старания и усилия — это уместно по отношению к вещам, которые под нашим контролем.

Исходя из этого, существуя в этом мире, нам нужно знать, что от нас зависит, а что нет. Из чего следует вывод: нужно строить ожидания и заранее быть эмоционально готовым к тому, что может произойти. Стоит признать, что переживания, которые мы испытываем, имеют свою роль.

Эпиктет также рассказывает нам о важности эмоциональной регуляции посредством предвидения того, что произойдет с нами в определенной обстановке или когда мы этого желаем. Допустим, мы собираемся ехать в аэропорт и мы помним, что нам придется стоять в длинной очереди. Если мы готовы к тому, что нам придется долго ждать своей очереди на регистрацию на рейс, то мы сможем скорректировать свои эмоции.

Также следует формулировать желания и строить свои цели так, чтобы в итоге не быть разочарованным. Обычно, мы желаем того, чего не имеем на самом деле, но чего бы очень хотели.

Эпиктет указывает, что есть два способа иметь желания. С одной стороны, можно попросить мир соответствовать тому, чего мы хотим; или можно спросить, чему мы хотим соответствовать в мире. Сам философ предпочитает второе. Вот гарантированный способ получения того, что мы хотим: нам следует желать получить то, что мы уже получаем.

Рассмотрим на простом примере. Не просвещенный Эпиктетом человек пишет список покупок и придерживается его при походе в магазин. Просвещенный Эпиктетом человек идет в магазин и смотрит, что там уже есть, и составляет список исходя из ассортимента магазина.

Первая стратегия заключается в подгоне своего желания под мир, а вторая в том, чтобы попытаться подогнать мир под свое желание. Но что произойдет с человеком, который составил список, если один из желаемых товаров закончится в магазине?

Естественно, он расстроится, ведь его желание приобрести определенный товар не сбылось. Второй же человек, напротив, приспособится к обстоятельствам и не будет огорчен.

Идея Эпиктета здесь заключается в том, что, если мы формируем свои желания в соответствии с тем, как обстоят дела в реальности, то мы никогда не будем разочарованы.

Во-вторых, следует сопоставлять вещи из одной категории с вещами из другой. Примером такой человеческой особенности может быть задача выбора Уэйсона, которая уже раннее затрагивалась. Перед человеком 4 карты, каждая из которых с одной стороны имеет число, а с другой букву. Они лежат в определенном порядке. Сколько и каких карт надо перевернуть, чтобы проверить истинность утверждения: «Если на карте с одной стороны буква А, то с другой цифра 3»? В ходе решения сопоставляются две разные, несовместимые категории.

Эпиктет указывает, что у нашей психики есть навыки дистанцирования, которые помогают отпустить ту или иную ситуацию не придав произошедшему большого значения. Учитывая этот факт, он предлагает людям научиться сопоставлять то, от чего нам избавиться трудно, с тем, от чего избавиться легко, тем самым используя способность метафорического понимания.

И, в-третьих, Эпиктет указывает на важность привыкания к неизбежности потери. Вот новость, которая касается каждого человека — мы умрем. Но в понимании Эпиктета, принимая во внимание это утверждение, нужно быть способным воспринять его таким образом, чтобы не просто быть способным сказать: «Я когда-нибудь умру», — но и в действительности привыкнуть к этому. После этого вещи, изначально кажущиеся невероятно важными, становятся менее значимыми.

Эпиктет подчеркивает, что нас расстраивают, скорее, не подобные события, а, вероятнее всего, наши суждения о таких вещах.

Эпиктет твердит: «Например, в смерти нет ничего ужасного, поскольку в противном случае так показалось бы и Сократу. Однако, поскольку мнение о смерти внушает страх, то оно есть причина страха»

Само по себе ничто не вредно. От нас зависит, позволим ли мы чему-то причинить нам вред. Когда мы учим наших детей не расстраиваться из-за бездумных насмешек одноклассников, то мы указываем на то, что разговоры одноклассников не смогут причинить им боль, если только это не вызывает у них эмоционального беспокойства. У вещей в мире нет валентности, прикрепленных к ним. К событию не привязано, хорошее оно или плохое. Именно наша оценка события придает ему такую значимость.

Наконец, Эпиктет добавляет, что, если мы собираемся действовать способами, противоречащими нормам, важно осознать, что общество воспримет это негативно. Он подчеркивает важность сопротивления социальному давлению. По сути, Эпиктет расписывает образ, который он хочет, чтобы мы сформировали: люди говорят что-то, а мы просто не выказываем никакой реакции.

Перевод подготовлен в рамках совместного проекта с Университетом науки и технологий МИСИС.

Переводчик: Валерия Капустянская
Редактор: Иракли Ментешашвили
Руководитель проекта:
Евгения Горн