Почему важно заложить расходы в затраты того периода, когда они оплачены? Согласитесь, что самый важный параметр бизнеса в моменте – его платежеспособность, наличие ликвидных активов, сумма денег на расчетном счету. В идеале сумма в строке «Денежные средства» Баланса компании должна стремиться к итоговой строке баланса. А что происходит, когда мы деньги тратим? Строка «Денежные средства» уменьшается и возникают другие виды Активов: сначала «Дебиторка поставщика» увеличивается, после его поставки ТМЦ/услуг – увеличивается либо статья «Товары», которые важно быстро продать, или статьи других материальных ценностей либо услуг (капиталовложения в основные средства, склады материалов (сырья, запчастей, инструментов и проч.), издержки обращения/производства). Чем дольше сумма истраченных средств «застревает» в других статьях баланса и не попадает в затраты /себестоимость товаров/ изделий, тем хуже для платежеспособности компании – денег уже нет, а в Прибыли/убытки она не попала. Замечу на полях: а вот Доходы, которые формируют Прибыль компании и налоговые базы разных налогов формируются почти сразу от момента поступления денежных средств Заказчиков (за редким исключением). Возникает такой дисбаланс: деньги пришли – потрачены – доходы сформированы – а сопровождающие их затраты не сформированы – прибыль завышена – налог с такой прибыли завышен – оплачен в повышенном размере – денег нет для дальнейшей деятельности = неплатежеспособность. Конец.
Иногда можно услышать от руководителей/менеджеров компании: «у меня прибыль 2 миллиона, а на расчётном счете копейки – где она? Где деньги, Зин?» Берешь баланс и начинаешь смотреть на какие статьи баланса она (прибыль - читай: деньги) разбежалась.
1) Выросла дебиторка поставщиков (или просто бухгалтерия не провела вовремя документы? Или менеджеры не сдали документы в бухгалтерию?)
2) Выросла дебиторка клиентов (неоплата поставок)
3) Увеличились товарные запасы (хорошо если под заказы клиентов, а не просто так чтоб было на складе)
4) Увеличились иные материальные запасы (или бухгалтерия вовремя не перенесла в затраты?)
5) Увеличились капиталовложения (сааамый медленный вид расходов – амортизация (перенос стоимости в затраты) на 5-10 лет и более)
6) Увеличились расходы будущих периодов (тоже меееедленный вид расходов - 1 год плюс/минус)
7) Увеличилась незавершенка в производстве на конец отчетного периода (расходы идут, но изделие не готово и продать его пока нельзя)
8) Кому-то дали в долг.
9) Может я что-то забыла?
Вариантов не так уж и много. Бухгалтер должен такую справку дать своему руководителю и объяснить каждую строку в Балансе. При том, что каждая цифра им должна быть проверена и изучена, из каких конкретно учетных событий она состоит.