Найти тему
Живу лучше

Телефонные мошенники и их виды! Примеры мошенничеств и советы о том, как себя вести в разговоре с мошенниками!

Оглавление
Так Кандинский видит мошенников. Сгенерировано Russian DALL-E
Так Кандинский видит мошенников. Сгенерировано Russian DALL-E

По статистике, количество случаев телефонных мошенничеств в России только растёт, и снизить статистику можем только мы с вами.

Основой написания этой статьи послужила информация, полученная при общении с сотрудниками полиции, проводящих предупредительно-профилактическую работу в данном направлении.

Мы живём во времена, когда предметы, которые нам помогают в повседневной жизни могут и навредить! Телефон и интернет – это неотъемлемые элементы нашей жизнедеятельности и поэтому именно их используют преступники для своих противоправных действий.

Наличие вашего абонентского номера телефона у злоумышленников, совмещённое с наличием некоторой информации о вас (к примеру – фамилия и имя) даёт им возможность завести с вами разговор. Это нормально, когда Вам звонят и обращаются по имени, так как психологически вы понимаете, что человек вас знает, либо звонит конкретно Вам с какой-либо целью. Начинается диалог и то, какой будет итог, зависит только от Вас, от Ваших знаний и опыта.

Персональная информация о гражданах нашей страны попадает в руки преступников из баз данных государственных и иных учреждений, Интернета и т.д. Это отдельная проблема, но это нужно знать и от этого в настоящее время ни куда не деться!

Основные виды телефонных мошенничеств

Сгенерировано Russian DALL-E
Сгенерировано Russian DALL-E

Банковские карты и торговые площадки.

Очень удобно в повседневной деятельности стало использовать небольшие пластиковые карты с «находящимися на ней деньгами». Телефон + комбинации цифр и через несколько секунд деньги уходят с одного счета на другой. Мошенникам осталось только убедить жертву совершить нужные действия.

Пример

Вы выложили объявление на какой-либо интернет –площадке… и вам в скором времени поступает звонок от заинтересованного покупателя. Человек «на другом конце провода» говорит что ему очень нравиться продаваемая вами вещь, и он ее давно искал и наконец-то у него выпал шанс купить это! И он готов заплатить вам немедленно, лишь бы товар не ушел! Сразу на карту! И покупатель просит Вас сообщить только нужную информацию- номер карты, срок действия, код с обратной стороны карты, а так же SMS-код о проведённой операции. Вуаля… и вместо того чтобы деньги пришли…они уходят с вашей карты в неизвестном направлении (на специальный однодневный электронный кошелек, который в скором времени будет опустошен преступниками).

Ваши действия:

Не нужно сообщать ваши персональные данные, данные банковских карт и конечно же SMS коды другим лицам!

Пользуйтесь проверенными способами купли/продажи имущества.

Так же хочу отметить варианты мошенничеств, когда вам на карту происходит зачисление денежных средств.

Пример

Вам приходит уведомление о зачислении на вашу карту денежных средств от неустановленного человека. С вами сразу же с вами связывается «личность» которая говорит о том, что случайно перепутал цифры и деньги пришли не тому человеку, потом «личность» просит вас перевести данные деньги ему обратно. В случае если вы поверили и перевели эти деньги на указанный «личностью» другой счет, «личность» идет в банк и пишет заявление о «неправильном переводе денег» и банк уже на основании заявления истребует эту сумму у вас для перевода «личности». И доказывайте потом, кому вы переводили чужие деньги и за чем. Юридически в этой ситуации злоумышленник будет прав, так как вы САМИ, БЕЗ принуждения перевели деньги другому человеку. Во всех случаях счет злоумышленника будет оформлен на подставное лицо, с которого в итоге вам просто денег обратно не забрать.

Ваши действия:

Сообщить «личности» о том, что вы не будете переводить ему эти деньги обратно именно сейчас, а сегодня же пойдете в ближайшее отделение банка и сообщите о данной ситуации туда. Мошенник будет вам угрожать, что вы совершаете кражу, заведомо зная, что деньги вам отправили по ошибке и вы не вправе распоряжаться его деньгами и он обратиться в полицию. На эти слова Вы должны посоветовать мошеннику, так же как и вы отправиться в ближайшее отделение банка и написать соответствующее заявление об ошибочном переводе. Более с ним разговаривать не стоит, и сразу отправляйтесь в банк.

Сотрудники безопасности банков

Любят злоумышленники звонить людям и представляться безопасниками банков либо просто сотрудниками кредитных учреждений.

сгенерировано Russian DALL-E
сгенерировано Russian DALL-E

Пример

Вам звонят (возможно даже вы видите входящий номер телефона известного банка «900»), «личность» представляется сотрудником безопасности банка и сообщает о якобы сомнительных операциях с вашими счетами (попытки преступников взять кредит либо попытки взломать ваш счет и т.д. и т.п.), и что их обязанность защитить вас от преступников и для этого вы должны сообщить некоторые данные о себе (так было ранее, в последнее время мошенники звонят и знают о вас многое –ф.и.о., адрес, номер паспорта и т.д.) либо просят установить необходимое программное обеспечение или перевести свои финансы на якобы защищенные банковские счета. Все эти действия навязываются вам с целью изъятия у вас Ваших денег. Специальные программы –защитники на самом деле вирусные программы дающие мошенникам контроль над вашими данными и помогающими совершить преступление…защищенные счета-счета однодневки для скорейшего вывода Ваших средств на счета преступников.

Ваши действия:

Сказать «личности», что вы услышали его домыслы и в ближайшее время, немедля отправитесь в отделение банка и будете выяснять проблему при личном общении с сотрудниками банка. «Личность» будет вас пугать тем, что именно сейчас происходят махинации с вашими деньгами и нельзя медлить и именно сейчас нужно следовать инструкциями которые он скажет. Не слушайте, и кладите трубку.

Звонки от следователей, полицейский, сотрудников спецслужб и иных госработников

Любят преступники и эти способы. Почему бы не усыпить бдительность граждан, представившись тем, кто им должен помогать. Так же участились случаи не только звонков по телефону, но и видео звонки по мессенджерам!

Пример

Вам звонят и представляются … следователями Следственного комитета или следователями следственных органов МВД (в том числе дознавателями), либо оперуполномоченными МВД или ФСБ, либо сотрудниками Пенсионного фонда, Роспотребнадзора, Министерства Здравоохранения, и даже сотрудниками Госуслуг (по видео-звонку эти мошенники могут быть находиться даже в форменной одежде). Основная цель этих звонков получить у вас конкретные данные либо о вас, либо о счетах, а так же вынудить вас под вымышленными предлогами на совершение каких либо конкретных действий (пойти в банковское учреждение чтобы снять денежные средства и потом перечислить их на нужный им счет).

В ходе разговора «личности» придерживаются определенного слэнга, что в некоторых случаях заставляет верить им, что они действующие сотрудники, они называют адреса расположения гос.органов (полиция, СУСК, Прокуратура…) номера телефонов, говорят о возбуждении уголовных дел и рассказывают другие подобные истории. Так же «личности» могут владеть обширной информацией о Вас, рассказывать Вам Ваши анкетные данные, вплоть до прописки и номера паспорта.

Ваши действия

Сообщите что вы поняли «сотрудника» и намерены выяснять этот вопрос в отделении полиции/госоргана по месту его нахождения, спросите адрес местонахождения «сотрудник» чтобы к нему подъехать. При таком поведении мошенники обычно начинают предупреждать об уголовной ответственности за неисполнение их указаний и пугать тем, что промедление опасно и с вашими деньгами сейчас что-то может случиться. Не слушайте их и упорно настаивайте на личной встрече. При таком поведении лже-сотрудники первыми вешают трубку.

Подменные номера.

Технологии в наше время позволяют злоумышленникам намеренно менять номера исходящих телефонных номеров (непосредственно меняется номер телефона высвечивающийся на табло телефона), что позволяет им обманывать ещё большее количество человек.

Сгенерировано Russian DALL-E
Сгенерировано Russian DALL-E

Пример

Вам поступает звонок с номера 900 и представляются сотрудником Сбербанка, или вам поступает звонок с городского номера 200202 и говорят что звонят с полиции, аналогий может быть много. Нужно помнить, что при всех подобных звонках Вы должны настаивать на личной встрече, и не давать ни какой информации о себе. Будьте настойчивы!

Тему подменных номеров хотел дополнить еще просьбой разговаривать с мошенниками без угроз и ругательств. Объясню почему…

Пример

Гр. Сидорову С.С. звонят мошенники и в ходе разговора гр. Сидоров С.С. нецензурной бранью посылает их далеко и надолго.
Через некоторое время в службу 112 поступает звонок с абонентского номера, принадлежащего гр. Сидорову С.С. (заранее скажу, что номер был подменен мошенниками специально) где мужчина заведомо ложно сообщает о предстоящих террористических актах. Соответственно на данное сообщение оперативно реагируют правоохранительные органы, информация проверяется, вплоть до эвакуации граждан с потенциальных мест террористической атаки и проводятся мероприятия по отработке лица звонившего (собственника указанного абонентского номера). Хлопоты гр. Сидорову С.С. обеспечены в большом объеме. Конечно в ходе разбирательства сотрудникам полиции станет известно и подмене злоумышленникам и номера телефона, но гр. Сидоров С.С. навсегда запомнит это событие, так как искать его будут и дома и на работе…
Таким образом мошенники «обиделись» и решили проучить гр. Сидорова С.С..

Звонки о родственнике попавшем в беду.

Этот способ очень жестокий, в основном жертвами становятся престарелый люди. Мошенники действуют решительно, в некоторых случаях заранее узнают о гражданах информацию которой потом оперируют для надежности. Жертва услышав о горе случившемся с родственником (попал в аварию, сбил человека, задержан сотрудниками полиции) забывают обо всем и идут на поводу у преступников. Деньги обычно передают при личной встрече (обычно так делают с престарелыми) либо переводами на карту/телефон.

Сгенерировано Russian DALL-E
Сгенерировано Russian DALL-E

Ваши действия

По поводу престарелых родственников – проводить постоянную профилактику и рассказывать о возможных посягательства.

В случае если позвонили непосредственно Вам, то рекомендации такие же – говорить, что нужно встретиться (желательно в отделении полиции) и такие вопросы по телефону не решаются.

Трудоустройство.

Вы решили устроиться на работу/подработку в сети Интернет. Выложили анкету-резюме. С вами связываются (по телефону или Интернету) и говорят что Ваша кандидатура подходит, объясняют Вам особенности работы и говорят, что заработанная плата будет перечисляться на Вашу банковскую карту и работодателю необходимо идентифицировать Вас. Сейчас Вам на телефон придет уведомление, сообщите код/ либо установите специальную программу на телефон.

Ваши действия

Категорически запрещается выполнять все эти требования «работодателя» до тех пор, пока вы не будете точно уверены в его благонадёжности.

Количество совершенных подобных мошенничеств растёт по стране. Мошенники идут даже на то, что готовят специальные задания, после выполнения которых, Вам выплачиваются денежные средства в небольшом количестве (чтобы убедить Вас в благонадёжности) и уже клгда у Вас есть полная уверенность в них Вас «кидают».

Не говорить «да», «нет».

В наше современное время, когда искусственный интеллект может распознавать человека по тембру голоса, особое внимание нужно обратить на звонки где Вам навязывают произнести слова «да», «нет». Теоретически возможно, что злоумышленники могут записать именно Ваш голос и использовать потом его для мошеннических действий. В связи с этим постарайтесь ограничить использование указанных слов в ходе разговоров с неизвестными людьми о телефону.

Заменяйте эти слова на «услышал», «говорите», «может быть», «несомненно», «отказываюсь» и т.д. и т.п.

Способы защиты от мошенничества по телефону

Програмные способы.

Активно внедряются известными банками во всеобщее использование. Их работа основана на использовании специальных программ которые обрабатывают звонки с темой переводов денежных средств/снятия средств со счетов и способны выявлять признаки преступной активности

Проверка входящих номеров

В сети Интернет имеется большое количество сервисов для того, чтобы определить место совершения звонка (к примеру даже покажет Вам страну откуда идёт исходящий вызов), а так же характер звонка (спам, мошенники и т.д.)

Вы сами!

Вы должны работать над собой, над своей стрессоустойчивостью.

Помните, Вы ни кому ни чего не обязаны и не должны! Ни кто не смеет Вас торопить и указывать Вам что нужно делать!

Мошенники в большинстве случаев надеются Вас запугать, заставить Вас переживать и сделать так, чтобы начали торопиться. Не дайте им этого сделать! Вы личность которой нельзя управлять. Чтобы не случилось, чтобы Вам страшного не говорили, кто бы вам не позвонил…помните одно

Никаких подробных разговоров по телефону с неизвестными Вам людьми, ни какой информации о Вас Вы не обязаны ни кому говорить! Говорите прямо «куда подъехать, ко-скольки, я думаю что именно вы мошенник, поэтому извините, разговаривать будем в полиции».

Если Вам позвонили настоящие сотрудники полиции или банка они будут только рады Вас увидеть, а не услышать.

Будьте сильной личностью, которую невозможно запугать и обмануть!