По данным регулятора, у Qiwi хватит средств, чтобы расплатиться с владельцами электронных кошельков. Но в результате прекращения работы банка из первой сотни пострадали не только они
Обновлено 23 февраля в 00:38
Примерно через час после появления новости об отзыве лицензии у банка, которая вышла около 9 утра, кошельки Qiwi еще работали. В этом убедился один из сотрудников Business FM, которому удалось вывести оттуда деньги. Потом кошельки были заблокированы, а все операции по ним приостановлены.
Тем, кто не успел вовремя отреагировать на сообщение ЦБ, ждать своих денег придется долго. ЦБ, конечно, сообщил, что у Qiwi денег хватит на всех владельцев кошельков, но не сообщил, что сама процедура возврата средств может сильно затянуться. В таком же положении оказались и вкладчики, у которых в банке было больше 1 млн 400 тысяч рублей — это максимальный размер вклада, гарантированный государством. О том, что теперь они могут сделать, говорит советник юридической фирмы Lidings Дмитрий Кириллов:
Дмитрий Кириллов советник юридической фирмы Lidings «Те вкладчики, у которых размер вклада больше, а также владельцы электронных кошельков, которых около 15 млн, могут обратиться в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), чтобы подать заявление о возврате средств и приложить к нему в первую очередь документы, подтверждающие, что эти средства действительно были. Дальше начинается процедура более сложная, чем просто возврат застрахованных вкладов, потому что начинается процедура банкротства. Она длительная — по крайней мере год, а может быть, и больше. И далеко не в полном объеме удовлетворяются требования. Однако если у банка достаточно имущества, то шансы могут быть и высокими».
Чтобы просто попасть в реестр требований кредиторов, придется потрудиться. Сначала надо распечатать и заполнить заявление, приложить к нему копию паспорта и доказательства владения электронным кошельком, а потом отправить все эти бумаги «Почтой России» по одному из адресов, указанных в сообщении АСВ. Потом остается только ждать.
Проще всего вернуть свои деньги тем, у кого на счетах в Киви банке были относительно небольшие суммы, попадающие в Систему страхования вкладов. Деньги им выплатит АСВ, процедура известна и хорошо отработана.
Клиенты ряда других банков, включая ОТП банк и Райффайзенбанк, столкнулись с тем, что они не могут оплатить коммуналку, услуги мобильной связи и онлайн-подписки , потому что все эти платежи тоже шли через Киви банк. Оплата картой в приложении для вызова такси «Ситимобил» тоже недоступна. Деньги, конечно, люди не потеряли, но все равно неприятно.
О том, почему другие банки и компании пользовались платежным сервисом Qiwi, говорит эксперт по финансам и инвестициям, основатель финансового клуба «Мультипликатор» Эван Голованов:
Эван Голованов эксперт по финансам и инвестициям, основатель финансового клуба «Мультипликатор» «Многим банкам попросту невыгодно и нет смысла создавать для себя такую инфраструктуру. Например, тот же Райффайзен. Зачем ему строить всякие платежные решения для того, чтобы пополнять телефоны российских сотовых операторов, если в целом это банк не российский и его основной бизнес — это часто внешнеэкономическая деятельность. Естественно, они пользовались Qiwi. Какое вообще количество? На самом деле большое. То есть, скорее всего, речь идет о тысячах организаций. Даже некоторые малые бизнесы использовали Qiwi-кошелек. Совсем какие-то микробизнесы, скажем, связанные с услугами, например покупка цветов через телеграм-бот, вот что-нибудь такое — тоже могли прикрутить Qiwi из-за того, что Qiwi развивал такие решения».
Возникли проблемы и у тех, кто пользовался платежной системой Contact, принадлежащей Qiwi. В ЦБ предложили тем, у кого зависли деньги в этой системе, тоже обращаться в Агентство по страхованию вкладов.
Помимо Contact, у группы Qiwi есть много других компаний и сервисов, включая, например, рекламное агентство Realweb, облачную платформу Flocktory и многое другое. И пока не очень понятно, что будет с ними и с их клиентами. Продолжает главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик Владимир Шевченко:
Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик «С формальной точки зрения все эти сервисы не затронуты, лицензия отозвана только у банка, но, скорее всего, поскольку это дочерние и внучатые компании, то деньги свои они держали в Киви банке, и все эти деньги сейчас заморожены, все эти сервисы, скорее всего, сейчас приостановят свою деятельность, будут пытаться понять, что дальше делать, как им дальше жить».
После выхода материала с редакцией связалось рекламное агентство Realweb. Там заявили, что группа полностью осуществляет операционную деятельность на собственные средства и не использует Киви банк в своих операциях. «АО «Киви» является одним из акционеров группы Realweb, но не единственным. В нашей деятельности никаких изменений нет и не планируется», — указывается в сообщении.
На фоне отзыва лицензии у Киви банка началась массовая регистрация доменов с похожими названиями, сообщили Forbes в компании Angara Security. Некоторые домены уже используются для переадресации на другие сайты, в частности на мошеннические агрегаторы.