Именно так сегодня преподносится «новость», которую мало что понимающие в этой тематике «песатели» углядели в одном из судебных решений. То есть прямо так и указывают, что один из кассационных судов наказал водителя за проезд на «жёлтый», и теперь все нижестоящие суды обязаны (!!!) следовать этому «разъяснению»…
Честно говоря, увидев такое изложение «сенсационной» новости, едва не подавился пивом кофе. И где-то что-то подобное уже мелькало, но, очевидно, у кого-то не шибко одарённого умом ничего в нём не отложилось, и тема начала муссироваться вновь. Что ж, разберемся, откуда ноги растут (хотя всем и так известно, откуда…).
Итак, откроем Правила дорожного движения (ПДД) и заглянем в раздел 6, который называется «Сигналы светофора». Там русским по-белому написано, что желтый и красный сигналы ЗАПРЕЩАЮТ движение (п. 6.2). То есть оба этих сигнала являются запрещающими (понимаю, для многих это новость).
Однако есть нюанс. Красный сигнал, как говаривал классик, является категорически запрещающим. А вот для жёлтого сигнала предусмотрено одно-единственное исключение, которое закреплено в п. 6.14 ПДД. В соответствии с ним, если водители при включении желтого сигнала не смогут остановиться без экстренного торможения - им разрешается продолжить дальнейшее движение.
То есть если в момент движения через светофорный объект загорается желтый сигнал, но остановиться немедленно возможности нет и попытка торможения (экстренного) чревата созданием аварийной ситуации - дальнейшее движение разрешено (обратим внимание - разрешено, но не обязательно, то есть для остановки можно применить и экстренное торможение (разумеется, обеспечив безопасность этого).
Кстати, обратим внимание - ст. 12.12 КоАП ПФ предусматривает наказание за проезд именно на запрещающий сигнал светофора (вопреки распространённому заблуждению, что «штрафуют только за проезд на красный»). А поскольку желтый - тоже запрещающий, за проезд под него тоже возможно наказание (и примеров тому - масса).
Прошлой осенью так и произошло - во многих СМИ была поднята волна аналогичная нынешней волна дискуссий на тему «суды стали наказывать за проезд на желтый». Однако на практике всё оказалось гораздо прозаичнее: некий водитель пытался «проскочить» на желтый, да не успел - влетел во встречный автомобиль. За что и был признан виновным в ДТП.
Пытаясь оправдаться, он указывал именно на то, что не мог остановиться без применения экстренного торможения, чем мог создать опасную ситуацию (будто проехав перекрёсток, он её не создал…). Однако суды, внимательно изучив все материалы (в частности, в деле сохранилась видеозапись), не усмотрели никакой опасности и пришли к выводу, что виновник мог остановиться и без экстренного торможения. То есть в данном случае он не имел права игнорировать запрещающий сигнал светофора…
Конечно, как мы видим, подобные ситуации очень сложны в своей объективной оценке - ведь понятие «экстренное торможение» в ПДД не раскрывается (оно вообще упоминается там лишь единожды - в том самом п. 6.14), а значит, в каждом конкретном случае мнения водителя и инспектора (или судьи) могут не совпадать.
А значит, во избежание возможных проблем есть только два выхода - либо никогда не пытаться проскакивать на желтый, либо обвешивать машину регистраторами спереди и сзади, чтобы всегда можно было хоть как-то доказать вероятность возникновения аварийной ситуации при экстренном торможении..