Мои родители всю жизнь прожили сначала в СССР, потом в России, и умерли здесь. Из четырех их детей на родине остался только один, мой старший брат. Из пятерых внуков — четверо живут в других странах, трое из которых получили там гражданство. Итого, на 11 человек в трех поколениях приходится 7 эмигрантов.
Я не думаю, что наша семья — статистическая норма, однако вряд ли кто-то не заметил, что в XXI веке, а особенно в текущие 20-е годы, миграционные процессы целого ряда стран усилились многократно. Я как обладатель собственного, почти уже двухлетнего, эмигрантского опыта хочу сделать серию статей на эту тему, чтобы обменяться опытом с теми, кто проходит такой же путь, а также помочь "оставшимся" в их вопросах, связанных с эмиграцией. Сегодня я хочу порассуждать, почему у одних людей эмиграция заканчивается обретением нового дома, успешной карьерой и комфортной жизнью, а другие возвращаются домой "ни с чем" (на самом деле, это неправда, расскажу в конце, почему).
Помните в начале "Анны Карениной" автор говорил, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая несчастна по-своему? С эмиграцией противоположная ситуация — каждый успешный кейс уникален, а вот у "вернувшихся" много общего. Расскажу про 5 стандартных причин.
1. Финансовый вопрос
Жить без денег в эмиграции — это гораздо хуже, чем бедность или даже нищета в стране гражданства. Такое положение в любой другой стране ставит человека за грань выживания. Многие эмигранты возвращаются, потому что не смогли найти работу за рубежом или сохранить источники дохода в своей стране в удаленном режиме. Во втором случае еще роль играет курс валюты — например, еще 3-4 года назад люди могли сдавать однушку в Москве за 30-35 тысяч рублей и на эти деньги снимать отличную трехкомнатную квартиру в Анталии на берегу Средиземного моря и им еще на еду оставалось. Сейчас для аренды минимально приличной квартиры в Турции нужно сдавать жилье классом выше в столице РФ.
2. Менталитет и быт
В России распространено мнение, что на чужбине люди страдают "по березкам" и отсутствию русской души у других народов. Это все чепуха на постном масле. Березки есть практически везде — в Анталии, например, были. Да и глубина души у людей в других странах не уступает (а часто превосходит) отечественную. А вот обо что действительно разбиваются попытки эмигрантов ассимилироваться, так это о бытовые моменты и конкретные воплощения чуждого менталитета. Бытовых неудобств в жизни людей очень много в каждой стране. Но когда ты родился в этой стране, то воспринимаешь их как базовые настройки и привыкаешь вплоть до того, что перестаешь замечать — хмурые лица, повсеместное хамство, разбитую дорогу с дощатым поддоном, перекинутым через лужу. В других странах то, что было плохо в твоей стране, может быть гораздо лучше, но концентрироваться человек будет на недостатках: опозданиях местных на 2-3 часа от назначенного времени (есть такая беда в Турции), закрытых ночью магазинах или пению муэдзина в 4 утра.
3. Язык и круг общения
Человек, каким бы интровертом он ни был — существо социальное и испытывающее потребность в общении. Если проходит год, два, три, а у эмигранта не появляется если не друзей, то хотя бы знакомых среди местных, а круг общения зациклен на тех, кто остался в стране исхода — возвращение почти неминуемо. Помочь с потребностью в коммуникации может диаспора в новой стране — многим известен пример Брайтон-бич, целого квартала, где живут выходцы из СССР, многие из которых не общаются ни с кем за пределами комьюнити и за несколько десятков лет так и не выучили язык страны проживания. Но гораздо лучше все-таки учить язык и общаться с местными жителями, хотя бы на уровне смолл-тока на базаре или в кафе.
4. Отсутствие возможности легализации
У тех, кто решается на эмиграцию, должна быть внутренняя готовность провести несколько лет в статусе "никто". Примеры, когда человек только приехал в страну, а ему сразу принесли паспорт на блюдечке, бывают, но очень редко. Как правило, требуется несколько лет жить, оббивая пороги миграционных учреждений, продлевая внж или рабочий контракт, изучая все особенности местной иммиграционной политики. Также не секрет, что по отношению к россиянам многие страны иммиграционный режим ужесточают: отказывают в внж, сокращают время безвизового пребывания и так далее. Жить "нелегалом" — максимально неприятное занятие, поэтому часть эмигрантов после пары лет зависания в непонятном статусе, решаются на разрыв со страной мечты. Помните выражение "Москва слезам не верит"? Так вот, на самом деле ни одна страна мира им не верит тоже. Везде надо иметь железную волю, неиссякаемый оптимизм и умение преодолевать трудности.
5. Эмиграция не нужна самому человеку
Бывает, что решение об эмиграции люди принимают на эмоциях — например, бегут от трагической потери или разбитого сердца. Или эмигрируют "за компанию" — с партнером, родителями или детьми. То есть изначально не имея лично для себя достаточно весомых причин жизни в другой стране, которые помогут им не сойти с дистанции. Столкнувшись с трудностями, которые в том или ином виде будут абсолютно у всех и всегда, они в конце концов задумаются: а зачем мне это надо, ради чего я страдаю? И не найдя убедительного ответа, скорее всего, вернутся. Кстати, те, кто эмигрируют с целью сменить обстановку, чтобы все вокруг не напоминало о человеке, который умер или изменил им, скоро обнаружат, что эти воспоминания они берут собой багажом, который нельзя оставить, и куда бы не поехали, пока не проживут свое горе, так и останутся несчастными.
В конце хочу сказать, что по возвращении эмигрантам, у которых не получилось, предстоит пройти обратную адаптацию — не только потому, что страна могла значительно измениться за время их отсутствия, а потому, что они сами изменились во время эмиграции. Но не надо думать, что неудачливые эмигранты возвращаются на родину "ни с чем". Не зря еще в 17-18 веках состоятельные европейские промышленники и бизнесмены отправляли своих отучившихся в университетах детей в годовое путешествие, чтобы они посмотрели на мир, научились взаимодействовать с разными людьми, приобрели навыки и знакомства, и потом это все могли использовать в семейном деле. Также и вернувшиеся эмигранты возвращаются с бесплатным багажом в виде кругозора, понимания культурного разнообразия, осознания вариативности возможностей того, как может быть все устроено в обществе и стране.