Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад мы с вами начали знакомиться с Никольским кладбищем Александро-Невской лавры.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рассказ о гениальном, не побоюсь этого слова, скульпторе и художнике 19 века, так же упокоившемся здесь
Михаиле Осиповиче Микешине (1835–1896)
Родился будущий ваятель в деревне Максимовка Смоленской губернии 189 лет назад 9 (21) февраля 1835 года. Его отец был соляным приставом (чиновник, отвечающий за поступлением, хранением и продажей соли в определенной местности).
Способности к рисованию начали проявляться у мальчика очень рано и за неимением в округе других учителей он начал брать уроки рисования у местного иконописца.
Вскоре на талантливого юношу обратил внимание местный помещик Александр Александрович Вонлярлярский
Человек весьма успешный он был одним из первых русских предпринимателей профессионально занимавшимся прокладкой и строительством дорог, сначала шоссейных, а затем и железных. Не чуждый меценатству он уговорил отца Микешина отпустить сына в Санкт-Петербург, где обязался оплачивать его учебу в Академии художеств.
Так молодой человек оказался в Северной Пальмире, где поступил в класс батальной живописи.
Уже через год его картину «Лейб-гусары поят лошадей» приобрел сам государь император Николай I.
В 1858 году Михаил Микешин оканчивает обучение в Академии с Большой золотой медалью и получает звание классного художника. Как и все лучшие выпускники Императорской Академии он получает право на заграничную стажировку за государственный счет, но отказывается от поездки поскольку получил приглашение стать учителем рисования Великих княжон Александры и Марии – дочерей Императора Александра II.
В 1859 году Михаил Осипович Микешин принимает участие в государственном конкурсе памятника, посвященного приближающемуся тысячелетию России, и побеждает в нем. Конечно и сегодня найдется немало желающих порассуждать о том, что победой этой он в первую очередь обязан личной протекции симпатизировавшего ему государя, но монумент, установленный в Великом Новгороде, и сегодня поражает своим величием и завораживающей красотой
Этот памятник настолько масштабен и содержит такое большое количество «персонажей» что рассматривать его можно часами, причем вооружившись неслабым биноклем. В ближайшее время я планирую целый цикл статей, посвященных этому всемирно известному памятнику, а пока скажу, что Микешин сумел предложить уникальное не на что не похожее решение и возможно произошло это благодаря полному отсутствию опыта … в монументальной скульптуре.
Его маститые конкуренты, коих было более 50 мыслили устоявшимися шаблонами: на всех их проектах предлагались – колонна, храм или конная статуя. Микешин свободный от устоявшихся догм предложил вариант, напоминающий внешне шапку Мономаха как символ царской власти и одновременно похожий на новгородский вечевой колокол с коего и пошла Русь матушка.
Памятник был торжественно открыт в сентябре 1862 года в присутствии императорской семьи и вызвал настоящий фурор.
На молодого скульптора пролился золотой дождь наград. Он, в частности был награждён орденом святого Владимира 4-й степени, а также пожизненным пенсионом (1200 рублей в год).
Однако Микешин не стал почивать на лаврах и уже спустя несколько лет создал памятник Императрице Екатерине Великой, который давно уже стал одним из главных символов нашего города
Эта многофигурная композиция внешне напоминает памятник «Тысячелетие России». Та же форма колокола и двухярусное композиционное решение.
Центральной доминантой является бронзовая фигура Великой Императрицы, которая держит в руках скипетр и лавровый венок. С её плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлежит корона Российской империи. Скульптор сознательно не стал придавать лицу высочайшей особы надменную строгость и высокомерие. Наоборот, её лицо озарено легкой улыбкой женщины, с гордостью, взирающей на окружающую действительность, на прекрасный город, красота которого во многом стала делом рук её.
Нижняя часть монумента занята портретными статуями выдающихся военных государственных и общественных деятелей России второй половины восемнадцатого века, сподвижников матушки государыни.
Торжественное открытие памятника состоялось в декабре 1873 года.
В 1869 году Михаил Осипович Микешин, был удостоен звания Академика ИАХ.
До настоящего времени сохранились ещё два памятника работы замечательного скульптора.
Это памятник Ермаку в Новочеркасске
и памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
Памятники адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве и императору Александру II в Ростове-на-Дону, были уничтожены в годы Советской власти.
Кроме монументальной скульптуры М. О. Микешин много и охотно занимался живописью, иллюстрировал произведения Гоголя, Шевченко и других известных литераторов. Публиковал карикатуры в журналах «Пчела» и «Весельчак», а также был учредителем и председателем первого российского общества эсперантистов.
Скончался великий скульптор, 19 (31) января 1896 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Спустя несколько лет, его сын, также известный скульптор Борис Михайлович Микешин установил на могиле отца большой гранитный портик с двумя колоннами и бронзовым барельефом-портретом Михаила Осиповича. К сожалению, сегодня памятник находится в плачевном состоянии. Все бронзовые детали давно похищены, да и сам монумент обветшал похоже собирается рухнуть.
Грустно это конечно. Поневоле подумаешь, лучше бы его перенесли в «Некрополь 18 века» или «Некрополь мастеров искусств. Интересно почему этого не сделали в 30-е – 40-е годы? Может конструкция слишком неподъемная? На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.