Найти тему
Александр Дедушка

Как в душу входит Бог и как дьявол? (по словам преподобного Иоанна Кронштадтского)

Иисус Христос и дьявол над человеческой душой
Иисус Христос и дьявол над человеческой душой

А вообще – как в душу можно входить? Вы задумывались когда-нибудь об этом?

Душа – это что? Это некий дом, куда, как через дверь можно войти? Тогда – что, эту дверь нельзя закрыть? И открывать ее только тщательно удостоверившись, кто стучится?

А будут ли вообще стучаться? Дьявол-то точно не будет. А вот Бог будет. Он сам об это сказал:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Откр. 3. 20.

Очень важное уподобление.

Итак, нашу душу или наше сердце можно уподобить дому с дверью. Бог никогда туда ломиться не будет. Он будет стучаться.

Причем, обратили внимание, кроме стука, он еще будет подавать голос? И нужно кроме стука услышать еще Его голос, чтобы спокойно и без всяких опасений отворить двери своей души.

Кстати, а что это значит? Что значить – отворить двери души?

По словам святых отцов – это сосложиться с пришедшим в душу помыслом своим вниманием. Как только мы начинаем это делать – мы впускаем в душу того, кто этот помысл нам принес.

И тут очень важно не ошибиться. Ведь это могут быть как Бог, так и дьявол.

Одно отличие мы уже получили. Бог кроме стука будет еще подавать Свой голос. Дьявол будет стучаться без голоса…

Впрочем, стучаться он будет только в случае, если двери нашего сердца будут закрыты.

Но – увы! – они чаще всего бывают распахнуты настежь. А это сплошь и рядом, если мы невнимательно относимся ко всем приходящим в душу помыслам.

Если мы никогда не бываем настороже и тут же погружаемся своим вниманием во все, что зашло в нашу душу, без всякого предварительного исследования источника этого помысла.

Увы – так чаще всего и происходит.

Тогда – что же делать? Что делать, если никаких дверей на нашей душе, как правило, нет. И дьявол туда вламывается вообще без стеснения, а Богу просто некуда предварительно постучаться?

Тут нам приходит на помощь святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для нас, немощных, кто бросили свои души распахнутыми настежь, он оставил такое наставление, помогающее различить вошедшие туда без всякого предварительного стука помыслы:

«Господь входит в душу миром, а дьявол – тяжелым, убивающим душу смущением».

Вот – очень важная нам подсказка.

Итак, мы не услышали ни предварительного Божьего стука, ни его голоса. А чаще всего, Богу и некуда было постучать, потому что никаких дверей на входе в нашу душу отродясь не было.

И тогда – судим только по качеству самого помыла. Если от Бога – то в душе вместе с ним придет мир…

Испытывали ли мы такое? Думаю, что каждый может это подтвердить. Каждый верующий человек.

Проблема в том, что мы настолько невнимательны и глухи, что иногда мы и душевный мир можем не заметить. Да-да, настолько мы стали слепы и глухи.

И этот душевный мир не может долго длиться.

В тех грязных и вонючих местах, которые представляют собой наши души, никакой чистый мирный помысел не может долго задерживаться.
Слишком там грязно, слишком вонюче, слишком противно – как в придорожном сортире.
Заскочишь туда на минутку, справишь нужду и вылетаешь оттуда побыстрее, чтобы не провоняться и не измараться…

Не морщитесь – это еще, думаю, очень мягкое сравнение с нашими душами.

Но вернемся к батюшке Иоанну.

Удивительно, что в таком состоянии наших душ у нас все-таки есть шанс понять, когда в нашу душу вошел дьявольский помысел.

Как ни скверно и грязно в нашей душе – но нам должно стать еще сквернее.

«Тяжелое, убивающее душу смущение», - говорит отец Иоанн, - вот что приносит с собой дьявол, входя в нашу душу.

Даже не спрашиваю, испытывали ли мы когда-нибудь что-то подобное.

Но как ни свойственно нам такое состояние – мы все-таки еще можем понять, что нам стало еще хуже.

Да – тяжесть увеличилась, а смущение стало еще смертельнее.

Можем, еще можем это понять – только бы сделать правильные выводы.

А вывод – срочно за лопату и чистить свою душу от смрадных гниющих завалов. А когда хоть чуть-чуть расчистим, подумать о том, чтобы все-таки повесить на нашу душу дверь. А следом о том, как еще и закрыть ее понадежнее.

Впрочем, это уже, как говорится, совсем другая история.