Найти тему

Задачка из 7 класса геометрии, где много разных треугольников.

Оглавление

Доброго дня, друзья, товарищи!

Рубрика - решаем задачку.

Геометрия 7 класса.

Решение задачи на свойства равнобедренного треугольника.

Решил расписать одну задачку по геометрии, которую решали в классе.
Вначале разберём 1 ее часть: доказательство равнобедренности треугольника.
А вот 2 часть, про расположение точки D в центре стороны BC разберем отдельно.

Задача №252 из учебника Геометрия 7-9 кл. Баз.Ур. под ред. Л.С. Атанасян (2023)
Задача №252 из учебника Геометрия 7-9 кл. Баз.Ур. под ред. Л.С. Атанасян (2023)

Геометрия нам, пока еще, не встречалась тут. Однако, зачатую в ней возникает больше всего вопросов.

Ну-с, приступим! Сейчас - первая часть задачи (https://t.me/parentpedagogic/38). Больше на лист не поместилось😁.

1. Цель задачи.

Задача комплексная, в множество действий. В ней разбираются несколько пройденных тем-теорем за первое полугодие 7 класса.

И, самое главное, в ней стараемся решать большую задачу, разделяя ее на маленькие, удобные нам, части. Выделяем из большого чертежа части, нужные нам.

Этот процесс деконструкции - один из самых важных в геометрии. Мы учимся выделять из чего-то большого только нужные нам маленькие кусочки.

2. Решение задачи. Часть 1.

Решение. Часть 1.
Решение. Часть 1.

Вначале любой задачи обязательно появляется чертеж и блок "Дано".

1)Нам дан треугольник(∆) ABC. Его стороны AB и AC равны по условию. Из этого, первым же действием определяем: ∆ABC - равнобедренный; и, как следствие, его углы при основании равны.

2) В ∆, на его боковых сторонах, нам указаны точки P и Q. Они расположены так, что участки на боковых сторонах треугольника от вершины A до этих точек равны. Прямые же, соединяющие данные точки с противоположными углами пересекаются (PC пересекается с QB) в некоей точке O.

3) Рассмотрев, что нам дано, посмотрим на то, что спрашивают. В 1 части нас просят доказать, что маленький треугольник, образованный пересечением этих двух прямых PC и BQ, а также основанием исходного треугольника BC - является равнобедренным.

Про 2 вопрос - чуть позже.

Между строк: Вообще стоит подготовиться, что здесь будем рассматривать несколько разных и неожиданных треугольников.

4) Вначале обратимся к заданию: как доказать, что треугольник - равнобедренный? Мы разбирали на текущий момент 2 способа:
а) если его стороны равны;
б) если его углы равны.

❔Можем ли мы доказать, что стороны равны? ❌ для этого нам просто не хватает данных.

- Мы видим, что после пересечении прямых PC и QB остаются одинаковые куски AP и AQ; подозреваем, что это значит, что пересекаются они делясь на одинаковые кусочки до точки О. Но доказать не можем.

❔тогда попробуем доказать, что углы равны. ✅ мы уже видим, что углы большого ∆, частью которых являются углы искомого малого ∆, уже равны.

- То есть угол B это сумма углов ABQ и QBC.
QBC - нам нужен, а ABQ...

5) Мы пришли к заключению, что надо каким-то образом доказать равенство двух кусочков угла, тогда, зная, что целые углы равны, мы сможем сделать вывод, что и оставшиеся кусочки равны.

(нижний рисунок - знаем красный цвет, должны доказать синий, чтобы потом доказать зеленый).

Доказывать углы мы умеем через треугольники. Если треугольники равны, то и их углы равны. Осталось выбрать треугольники, которые нам помогут и при этом мы сможем с ними что-то доказать.

6) Как выбирать треугольники? Надо посмотреть, где нам известно больше всего информации.

Вот и наступил тот момент, когда нам нужны данные в условии стороны и участки сторон. Есть два треугольника, в которых мы знаем больше всего деталей: ∆ABQ и ∆ACP. У них по две одинаковые стороны. И общий (один и тот же) угол между этими одинаковыми сторонами. Это условие 1 признака равенства треугольников. Значит оба треугольника равны, а значит их стороны и углы тоже равны. Значит, мы нашли два одинаковых угла угол ABQ и угол ACP.
7) Осталось дело техники. Записать все это, и указать, что если большие углы равны, по одной их части равны, то и оставшиеся, искомые, части тоже равны.
8) А если углы треугольника равны, то треугольник равнобедренный. Следствие из теоремы о соотношении углов и сторон треугольника.

Любимые слова: Ч. Т. Д. ❤️ На этом первая часть доказана.

А вот кто найдет чуть более простое решение данной задачи: прошу в комментарии. Такое решение есть.😉

3. Решение задачи. Часть 2.

Решение. Часть 2.
Решение. Часть 2.

Наша цель - доказать, что т.D находится в центре стороны BC.

Есть для этого 2 идеи:

1) доказать, что отрезки BD и DC, получившиеся от деления стороны точкой D оказались равны;

2) доказать, что прямая AD обязательно будет упираться именно в середину.

Если пойдем по первому предположению, то надо рассматривать треугольники со сторонами BD и CD.

❌ Однако нет ни одной предпосылки к тому, чтобы доказать такие треугольники.

Тогда пойдем по второму пути. Найдем такие треугольники в которые входит хотя бы часть от прямой AD, и, при этом, которые мы можем приравнять.
Это треугольники: ∆ABO и ∆ACO.

У них равны внешние - боковые - стороны AB и AC, а также нижние стороны OB, OC. А равенство углов при точках B и C мы доказали в прошлой части.

Все вместе это становится 1 признаком равенства треугольников (две стороны и угол между ними). А значит треугольники равны. И, как самое важное нам следствие, равны углы при точке A. ✅

Значит прямая AD разделяет угол A на 2 равные части и является биссектрисой угла.

📍А как известно, биссектриса равнобедренного треугольника, является также высотой, что упирается в противоположную сторону под прямым углом. И медианой - делящей противоположную сторону на 2 равные части.

✌️💪💛 Ч. Т. Д.

А на сегодня всё! Вопросы?