Найти тему
Аэроэкспресс

Савёловский вокзал: один из самых молодых вокзалов столицы и отправная точка аэроэкспрессов в Шереметьево

Наши поезда отправляются в столичные аэропорты Шереметьево и Домодедово с трех московских железнодорожных вокзалов: Белорусского, Cавёловского и Павелецкого. Каждый из них является не только современным пассажирским хабом, но и местом с интересной историей.

Сегодняшний материал – о Савёловском вокзале, который до 2021-го года считался самым молодым в Москве.

Как появился Савёловский вокзал

Инициатором строительства железной дороги от Москвы до села Савёлово был Савва Мамонтов, известный русский промышленник и меценат, председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. Строительные работы начались в 1897 году.

Непосредственно Cавёловский вокзал возводили довольно долго, с 1897 по 1902 год. Руководил работами и, по некоторым данным, был автором проекта инженер А. С. Сумароков. Место для стройки было выбрано за пределами Москвы по очень простой причине – цена на землю была небольшой. А своё первое название, Бутырский, вокзал получил как раз по одноименной заставе, рядом с которой был возведен. Произошло оно от имени деревни Бутырки (слово «Бутырки» означает стоящий отдельно от села крестьянский двор).

-2

Савёловским вокзал стал с 1912 года. Интересно, что это единственный вокзал Москвы, названный не в честь города, а в честь села.

-3

В первое время после запуска регулярного движения в 1902 году, от вокзала курсировали всего два поезда – в 10.35 утра отправлялся пассажирский поезд, а в 7.30 вечера –  почтовый.

Первая реконструкция

Долгое время вокзал в стиле модерна был скромным одноэтажным зданием, двухэтажной была только его центральная часть. Там размещались служебные квартиры. Недалеко от здания находились казармы, грузовой двор и водосборная башня, которая стала единственным историческим сооружением вокзала, сохранившимся в целости до наших дней.

Со временем вокзал значительно обветшал, и в 1987 году под руководством архитектора Я. В. Шамрая началось его расширение и реконструкция. Модернизация продолжалась до 1992 года, в результате здание стало полностью двухэтажным, а его площадь увеличилась в 2,5 раза. Архитектурный облик здания не пострадал и отражал черты старой постройки, при этом появились главный вход и часы на фасаде. Движение поездов во время работ не прекращалось.

-5

В 1988 году неподалеку от вокзала открылась станция метро «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Савёловский на тот момент стал последним вокзалом в столице, интегрированным с метро.

Современный вокзал

В марте 2000 года на вокзале установили турникеты, а в апреле 2011 года была построена новая платформа № 5 для пропуска поездов с Белорусского направления, новый подземный переход на эту платформу с перронной площади.

-6

В декабре 2012 года после очередной модернизации вокзал был приведен к современным стандартам обслуживания пассажиров: открыт новый зал ожидания, оборудован кассовый зал, заработал медицинский пункт, созданы все условия для маломобильных граждан – запущен специальный лифт, появилась новая система пандусов.

В 2016 году были проведены работы по восстановлению исторического фасада здания вокзала. В 2018 году рядом с ним открылась вторая станция метро, на Большой кольцевой и Солнцевской линиях, а в конце 2019 года, когда Савёловский вокзал вошел в систему Московских центральных диаметров, завершилась реконструкция площади перед зданием и части внутренних помещений.

Аэроэкспресс на Савёловском вокзале

В 2005 году началась реконструкция и переоборудование вокзала и платформ. Часть территории вокзала была обустроена в терминал Аэроэкспресса. В декабре этого же года стали курсировать первые поезда-экспрессы с Савёловского вокзала до нового терминала на станции Лобня. Между станцией Лобня и аэропортом Шереметьево для пассажиров тогда было организовано автобусное сообщение, поскольку еще не было ответвления от Савёловского хода Московской железной дороги до аэропорта. Такая схема доставки пассажиров в аэропорт действовала до 2008 года. Летом 2008 года после завершения строительства новой двухпутной электрифицированной железной дороги от платформы Шереметьевская в городе Долгопрудный до терминала Шереметьево-2 и запуска собственного пассажирского терминала Аэроэкспресса поезда стали напрямую следовать до Шереметьево.

-7

В конце августа 2009 года было открыто регулярное движение поездов Аэроэкспресса по маршруту Белорусский вокзал — аэропорт Шереметьево. Аэроэкспрессы в Шереметьево следовали от Белорусского вокзала с остановкой на Савёловском вокзале. В обратном направлении, от аэропорта до Белорусского вокзала, остановки на Савёловском вокзале не было.

-8

С мая 2010 года остановка на Савёловском вокзале у аэроэкспрессов, следующих с Белорусского вокзала в Шереметьево, отменена, а с конца 2019 года аэроэкспрессы снова стали останавливаться на Савёловском вокзале в рамках продления Шереметьевского маршрута до города Одинцово.

Как добраться c Савёловского вокзала в Шереметьево на аэроэкспрессе

На Савёловском вокзале аэроэкспрессы до аэропорта Шереметьево отправляются с 9-го пути. К поездам можно пройти из выхода №1 станции метро «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии через здание Савёловского вокзала или из выхода № 2 через турникеты справа от вокзала.

Аэроэкспрессы с Савёловского вокзала в аэропорт Шереметьево курсируют каждые 30 минут. Поездка до северных терминалов Шереметьево (терминалы В,С) со станции Савёловская занимает 45 минут, до южных – около 60 минут. Поезда Аэроэкспресс от Савёловского следуют в аэропорт с остановкой на станции Окружная.

-9

На станции Савёловская можно сделать пересадку на метро, пересесть на пригородные поезда или наземный транспорт.