Виртуальный художник
Посетителей новой выставки в Эрмитаже встречает сам Да Винчи. Вернее, его виртуальная копия.
"Можно заметить различия между правой и левой частями работы. Например, Мадонна и Креститель завершены благодаря участию моего ученика. А над ангелами и Иисусом поработал я лично. Взгляните, как анатомически правильно я изобразил ухо у Иисуса, а у Крестителя оно нарисовано чисто схематически", - рассказывает цифровой двойник Да Винчи.
Проекторы транслируют на стене фигуру живописца, а в другой части зала с помощью VR-очков можно погрузиться в процесс исследования главных экспонатов выставки "Новые загадки картин Леонардо да Винчи". К этим трем полотнам, как предполагают эксперты, приложил руку легендарный живописец.
"В музейном мире бывают такие волны - сначала все Рембрандтом интересовались, сейчас Леонардо. Новейшие технологии, возможности более тщательно изучить технику, краски, документы позволяют детально посмотреть на работы, которые относятся к кругу Да Винчи, и определить, насколько рука Леонардо в них присутствует", - рассказывает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Свободный левша
Первая работа - "Битва при Ангиари" из коллекции Музея христианской культуры. За эту картину Да Винчи взялся в 1503 году, но из-за штукатурки, которая отвергала краски, закончить ее не удалось. Есть несколько вариантов битвы, но та, что в Петербурге, вызывает особый интерес специалистов. Наклон штрихов выдает, что картину написал левша, кем и был Да Винчи. Еще одно доказательство авторства итальянского гения - свободная манера наброска.
"Это такая дискуссионная выставка. Ее создатели предполагают, что в этом всем участвовал Леонардо", - говорит Михаил Пиотровский.
Вторая картина из Музея христианской культуры, "Мадонна на скалах", отличается художественной мягкостью и плавными переходами света и тени, что также характерно для Леонардо Да Винчи.
"Большая загадка, почему эти картины не были известны раньше. Но это очень часто бывает, когда работы хранятся в частных коллекциях и не выходят на аукционы", - рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Зоя Купцова.
"Мадонна" также создана в нескольких экземплярах. Первый хранится в Лувре. Его Да Винчи написал в 1483-1484 годах для капеллы Непорочного Зачатия в церкви Сан-Франческо Гранде в Милане. Однако вместо этого картина попала в музей. Для храма была сделана вторая версия - учениками живописца под его чутким руководством. Петербургскую "Мадонну" эксперты склонны считать третьей копией.
Загадка Да Винчи
Последняя картина "Ангел" уже из собрания Эрмитажа. Она неоднократно выставлялась на временных выставках, посвященных "леонардескам" - ученикам Да Винчи.
"Произведение "Ангел" находится в собрании Эрмитажа давно, с XIX века. Картина особенна тем, что несет в себе ту самую загадку, которую часто связывают с творчеством Леонардо да Винчи. Ее хочется рассматривать, гадать, кто здесь изображен. Юноша нарисован на темном фоне, очень миловидный, с локонами. Он буквально появляется из темноты, словно свет. Такое риторическое значение изображения", - объясняет Зоя Купцова.
Дилемма об авторстве Да Винчи связана с традициями северной и южной школ живописи. Первые свои работы подписывали всегда, а вторые - наоборот.
"Например, Дюрер всегда подписывал свои картины. Он очень боролся за авторское право. В Италии же многие художники не подписывались. Зачастую это и не требовалось, потому что было очевидно, кто автор, - продолжает куратор. - Леонардо не подписывал произведения, тем более монументальные, такие как "Тайная вечеря".
Подискутировать о творчестве Да Винчи в Эрмитаже можно до мая 2024 года.
Юлия Журавлёва