«Страшен был Петербург в конце семнадцатого года. Страшно, непонятно, непостигаемо».
«Хождение по мукам» — поистине великолепнейший роман о судьбе русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года.
Алексей Николаевич Толстой написал шедевр, это бесспорно. Роман из трех частей («Сёстры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро»), который можно перечитывать многократно.
Трилогию экранизировали несколько раз – в конце 50-ых, в 1977-ом и последний раз в 2017 году. Вот об этой последней экранизации мы и поговорим. Хотя это даже не экранизация, обратите внимание на этот факт. Создатели не скрывают, что сериал снят по мотивам, что законом кинематографа не запрещено, но с особой жестокостью порицается зрителем. Особенно зрителем-поклонником советских фильмов.
Интересно, что в своё время критиковали и книги. Мол, Толстой и факты исказил, и в главные герои выбрал не «правильный» пролетариат, а интеллигенцию с замашками дворянства. Но разве это важно, если основная идея — это любовь к Родине, к России, несмотря на все переломные моменты, терзания и трагедии. Можно ли сказать, что любовь красных была выше, лучше и чище, чем любовь белых, и наоборот? Нет. Это именно хождение по мукам, в результате которых исчезла эпоха и появился новый мир. Это история людей, которых раскидало по стране, и которые нашли в себе силы быть вместе.
Основные претензии зрителя в том, что в новом сериале нет должной глубины постижения революционной эпохи, от Толстого ничего не осталось, кроме названия, сюжет скомканный, зато добавили отсебятины, плохой кастинг, неэмоционально и вообще куча потраченного времени. Мне вот интересно, сериал так категорически не нравится, но упорно смотрим, двенадцать серий почти по часу каждая. Чтобы что? Мыши терзались, но продолжали есть кактус.
🎬Хождение по мукам (2017)
Что я думаю по этому поводу?
Чтобы постичь глубину революционной эпохи, нужно либо побывать в Петрограде 1918 года, либо перечитать Толстого. А эпоха и настроение в сериале переданы превосходно. Раскол общества, модные салоны, поэтические вечера, желание любить и невозможность позволить себе чувства, ведь война. Белые становятся красными, красные становятся белыми. С вашего позволения я приведу довольно большой отрывок романа. Это самое начало из первой части «Сёстры», и вот этот отрывок очень хорошо характеризирует увиденное мной в сериале, поэтому согласиться с тем, что от Толстого тут ничего не осталось, я никак не могу:
«Петербург, как всякий город, жил единой жизнью, напряженной и озабоченной. Центральная сила руководила этим движением. Но она не была слита с тем, что можно было назвать духом города: центральная сила стремилась создать порядок, спокойствие и целесообразность, дух города стремился разрушить эту силу.
Дух разрушения был во всем, пропитывал гнилостным ядом и грандиозные биржевые махинации знаменитого Сашки Сакельмана, и мрачную злобу рабочего на сталелитейном заводе, и вывихнутые мечты модной поэтессы, сидящей в пятом часу утра в артистическом подвале «Красные бубенцы», – и даже те, кому нужно было бороться с этим разрушением, сами того не понимая, делали всё, чтобы усилить его и обострить.
То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые, считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги – верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения – признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие за один сезон из небытия. Люди выдумывали на себя пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными. Вдыхать запах могилы и чувствовать, как рядом вздрагивает, разгоряченное дьявольским любопытством, тело женщины, – вот в чем был пафос поэзии этих последних лет: смерть и сладострастие.
Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго, – предсмертного гимна, – он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники, – новое и непонятное лезло изо всех щелей».
А.Н. Толстой «Хождение по мукам» (Сёстры)
По поводу отсебятины – да, имеется. Некоторые сюжетные ходы действительно изменены, но на общем настроении произведения, и уж тем более его смысле это не сказывается абсолютно. Вот если бы, скажем, Телегин женился сначала на Лизе Расторгуевой, а Рощин не побежал в армию Колчака, а сразу же примкнул к новой власти – вот тогда да, это уже не то пальто было бы, и возмущения мне были бы понятны.
Актеры не те, они просто ужасны говорите? И снова меня все устраивает. Вообще, я когда берусь за какой-то фильм/сериал по известному произведению литературы, то первое время присматриваюсь к ключевым персонажам. Бывает такое, что просто никаких ассоциаций так до финала и нет. И из-за этого когнитивного диссонанса всё впечатление насмарку.
Вот раньше были актеры! Вот раньше были фильмы! Я сейчас скажу страшно осуждаемую в Дзене вещь: в СССР было снято огромное количество неудобоваримых фильмов, которые просто невозможно смотреть. Говорю как горячий поклонник советского кинематографа. Почему нужно обязательно сравнивать Руфину Нифонтову с Юлией Снигирь, Ирину Алфёрову с Анной Чиповской, Юрия Соломина с Леонидом Бичевиным, Михаила Ножкина с Павлом Трубинером? Это просто разная подача, разное время. И это имеет право на существование. Таким же образом можно рассуждать, какая Анна Каренина лучше, какая Маргарита, какой князь Мышкин, Остап Бендер или Аксинья из «Тихого Дона». В этом и есть смысл кино. И говорить – зачем сняли, если уже было десять раз, почему опять по этой книге…говорит лишь о популярности и успехе этой самой книги. Радоваться надо – русская классика жива и интересна здесь и сейчас.
По поводу того, что надо смотреть «нормальное», значит, советское. Скажите, среди вашей знакомой молодежи много поклонников, скажем Веры Холодной и Ивана Мозжухина, Мэри Пикфорд и Бастера Китона из эпохи немого кино? Немое кино прекрасно, но до этого уровня надо дорасти.
- Екатерина Булавина (Смоковникова, затем Рощина) – Юлия Снигирь.
Понравилась очень. Мне вообще стала нравиться Снигирь и оправдываться за это я не собираюсь. Если коротко, ей идет эта эпоха. Она прекрасно передала образ нежной и трепетной Кати, которая ищет любви и боится её. Умная, модная, утонченная Катя, которая в отличие от своей младшей сестры оказалась гораздо менее приспособлена к новой реальности. Катя, которая по-мещански просто хочет жить и любить своего «белого» Вадима.
- Дарья Булавина (Телегина) – Анна Чиповская.
Юная студентка юридических курсов, приехавшая из Самары к сестре и поселившаяся в роскошной квартире её супруга, известного адвоката Николая Ивановича Смоковникова. Даша сначала влюбляется в того же человека, что и Катя, поэта Бессонова (прототипом которого был Блок), но потом счастливо выходит замуж за Ивана. Чиповская в роли Кати недурна. Понравилась мне меньше, чем Снигирь, но все же смогла передать свободолюбие, невинность и житейскую неопытность толстовской героини. Даша всё делает отчаянно и от души – любит, отвергает любимого мужа не в силах простить смерть ребенка, работает в госпитале, связывается с революционерами…
- Вадим Петрович Рощин - Павел Трубинер.
Абсолютное попадание. Абсолютно офицерское лицо, если можно так сказать. Благородный представитель той России, которой больше нет. Дворянин Рощин в исполнении Трубинера – это просто находка для сериала, и их с Катей пара – идеальна.
- Иван Ильич Телегин – Леонид Бичевин.
Тоже вопросов нет. Бичевин – муж Даши, честный, порядочный, умный. Молодой инженер, который так же, как и все воевал за Россию с врагом, а теперь снова воюет за Россию, только уже со своими. Видно, как он любит Дашу, как дорожит их отношениями. В целом тоже очень милая пара у них получилась.
Во второстепенных ролях могу отметить со знаком плюс: Светлана Ходченкова (Лиза Расторгуева), Андрей Мерзликин (Аркадий Жадов), Антон Шагин (Алексей Бессонов), Александр Яценко (Алексей Красильников), Дмитрий Дюжев (Мамонт Дальский), Евгений Ткачук (Сергей Сапожков), Алексей Колган (Николай Смоковников).
А вот Евгений Стычкин (Нестор Махно) показался нелепым и даже смешным в роли батьки.
Кстати, к отсебятине, наверное, относят и финал. Четверо главных героев не в «пятиярусном зале Большого театра» слушают доклад об электрификации, а обнимаются и плачут в подъезде. И за кадром мы узнаем, что Вадима расстреляют в 38-ом, Ивана объявят пропавшим без вести в 41-ом, Катя погибнет в ссылке, и только Даша, которая мечтала «жить в бревенчатом доме, чистом, с капельками смолы, с большими окнами… где в зимнее утро будет пылать камин…» доживет до глубокой старости и воспитает детей и племянников.
Я всегда думала о том, что ждет героев дальше, ведь впереди события еще более страшные, чем то, что уже пережито. И вариант, озвученный режиссером – именно тот, что я себе и рисовала каждый раз, как переворачивала последнюю страницу романа.
Так что да, сериал можно критиковать, а можно получить удовольствие.
И очень еще запомнилась песня, которая шла фоном во время сражения между своими и своими, которые теперь враги:
«Ангелы, Архангелы иже Херувимы,
Что страшнее на земле, вёсны или зимы?
Русский за русским гонится с ножом,
Мёртвые всюду, мороз по коже.
Пусть человек твой разума лишён,
Ты-то куда же глядишь, о Боже?
Господи, Боже, что творишь, смотри -
Лютых волков из людей не сделай
Белый - он тоже красный изнутри,
Красный - он тоже снаружи белый.
Ангелы, Архангелы иже Херувимы
Что страшнее на земле, вёсны или зимы?»