Найти тему
Men Today

Очки виртуальной реальности в автомобиле: почему это сложно, а Apple Vision Pro за рулем – плохая идея

Оглавление

Технологии смешанной и виртуальной реальности существуют давно, но почему-то именно компании Apple удалось вывести их популярность на новый уровень. По улицам Штатов уже ходят, размахивая руками, первые «киборги» в очках. Напрашивается логичный вопрос: а за руль в таких очках можно? В своей еженедельной авторской колонке техноэксперт Men Today Борис Закиров решил разобраться в этом вопросе.

    Очки виртуальной реальности в автомобиле: почему это сложно, а Apple Vision Pro за рулем – плохая идея
Очки виртуальной реальности в автомобиле: почему это сложно, а Apple Vision Pro за рулем – плохая идея

Технологии VR и AR (виртуальная и дополненная реальность) – это целый мир новых возможностей. Который, правда, развивается не так быстро, как хотелось бы. Помню, еще в середине 2010-х все грезили о повсеместном использовании VR и решении с их помощью бытовых задач. Но сегодня такие очки используются, в основном, для компьютерных игр (которых не так уж и много) и в других смежных сферах развлечений. Ну ладно, еще в инженерной области.

Однако потенциал у технологии огромный! И речь не только о VR-чатах, в которых вы можете проводить рабочие совещания на поверхности Марса или на дне океана. Дело в том, что последние 20 лет автопроизводители бьются над разными способами донесения важной информации до водителя. И, похоже, VR и AR-очки потенциально могут быть идеальным решением.

Почему именно VR?

Это же логично. В начале 2000-х, когда цифровые дисплеи только-только появились в автомобилях, управлять мультимедийной системой приходилось с помощью целой россыпи кнопок. Затем появились нормальные селекторы (как iDrive у BMW), а некоторые компании наподобие Audi даже предлагали отдельные тачпады для ввода текста пальцами.

   Владельцы Opel помнят, как неудобно было возиться с таким экраномOpel
Владельцы Opel помнят, как неудобно было возиться с таким экраномOpel

Апогей удобства для водителей, кажется, случился в середине 2010-х. Экраны стали крупнее и получили сенсорное управление, но при желании листать меню можно было с помощью крупных селекторов на центральной панели. А потом началась сенсорная истерия: кнопки начали исчезать, дисплеи – расти до невозможных размеров.

Сегодня мы живем в эпоху, когда в заглушенном состоянии салон автомобиля может быть похож на магазин электроники: одни черные глянцевые дисплеи с отпечатками пальцев. И многие считают это неудобным. Ведь теперь нельзя просто настроить климат-контроль во время езды: придется лезть куда-то в глубины меню.

Следующим шагом стали (и еще могут стать) проекционные дисплеи. Когда-то это был маленький экранчик, на который выводилась скорость движения и еще пара самых важных параметров. Теперь же проекция стала гораздо крупнее и ярче, а подсказки навигации проецируются так, чтобы вам казалось, что они выводятся прямо на дорогу. Так делают, например, модели Mercedes-Benz и некоторые китайские автомобили.

   Как-то так выглядит фишка у Mercedes-BenzMercedes-Benz
Как-то так выглядит фишка у Mercedes-BenzMercedes-Benz

И в таком мире технологии VR и AR выглядят идеальным вариантом с кучей применений. К примеру, можно надеть контроллер на руку и выводить меню в поле вашего зрения, чтобы не коситься лишний раз на экран. Можно выводить подсказки навигации и систем помощи водителя прямо на дорогу, чтобы не терять ни секунды в поисках правильного направления. В конце концов, можно дать VR-очки детям на заднем ряду, чтобы они смотрели мультики и не отвлекали отца от вождения.

А есть уже подобные примеры?

Технология авто-VR только начинает развиваться, но первые примеры уже есть. В BMW придумали фишку под названием Mixed Reality, которую опробовали на фирменных курсах вождения BMW M Driving Experience.

В чем суть? Водитель приходит на закрытый полигон, садится за руль и надевает VR-очки. И тут начинается магия: полигон с конусами и змейками превращается в поверхность другой планеты, а на дороге появляются монетки, которые так хочется сбить в заносе.

   BMW
BMW

В результате простое занятие по экстремальному вождению превращается в увлекательную игру, где весь автомобиль выступает в роли геймпада. Радость, да и только! Но внедрить технологию в реальном мире и на обычных дорогах еще очень сложно…

В чем проблема?

Когда мы стоим на одном месте, датчики и камеры очков дополненной реальности знают, где мы находимся. За определение положения тела в пространстве отвечают разные датчики, включая гироскоп, акселерометр и магнитометр.

При этом работа приборов настраивается очень тонко. Ведь, если вы резко повернете голову, а картинка хотя бы немного запоздает, вас начнет тошнить. Кстати, именно на тошноту жаловались пользователи многих ранних образцов VR-очков.

Но что будет, если вы окажетесь в автомобиле или любом другом виде транспорта? В этой ситуации очкам придется собирать гораздо больше информации, ведь вы уже не стоите на месте, а двигаетесь, причем с довольно большой скоростью. Не зря по интернету гуляет видео, где владелец Apple Vision Pro не смог пользоваться устройством в самолете: во время движения транспорта картинка просто «улетела» далеко вперед, пытаясь хоть как-то определить местоположение пользователя.

   Unsplash
Unsplash

Получается, что главная проблема VR-очков – точное определение локации. В той же компании BMW работают с разными партнерами, у которых уже есть опыт проектов в виртуальной реальности, чтобы «пристегнуть» интерфейс очков к конкретным точкам в салоне автомобиля. Это хоть как-то поможет избежать возможных осечек.

А еще на выставке CES показали прототип легких AR-очков, которые заменяют тяжелые гарнитуры наподобие Apple Vision Pro. Просто надеваете очки и можете смотреть дорожные подсказки в режиме онлайн, причем фишка доступна как для водителя, так и для пассажира. Забавно, но представила эту фишку тоже BMW – баварская компания вообще увлеклась VR серьезно и надолго.

А есть альтернативы?

Пока VR в автомобилях не довели до ума, часть автокомпаний прорабатывают расширение проекционных дисплеев. По сути, теперь в такой дисплей хотят превратить вообще все лобовое стекло – от верха до низа!

И звучит такая идея очень интересно. Водителю вообще не будут нужны какие-либо очки, а от огромных экранов на приборной панели можно будет отказаться, ведь вся информация будет выводиться прямо в поле зрения водителя.

Первыми внедрить эту фишку планируют…да, опять в BMW – тут без сюрпризов. Зато вас наверняка удивит, что еще одним первооткрывателем будет российская компания: где-то в середине десятилетия проекцию во все лобовое стекло получит электромобиль Атом. Кстати, именно по этой причине в салоне хэтбчека есть только один небольшой экранчик, ведь функцию «планшета» на центральной панели будет играть проектор.

   АТОМ
АТОМ

Получается, сейчас нас ждут сразу две новейших технологии отображения информации, которые наперегонки бегут к серийному воплощению. Интересно, какая из них окажется круче и удобнее для пользователя?