Солдаты истощены, Украине необходимо набрать больше новобранцев. Многие подозревают, что пока это происходит в основном в сельской местности - в селах почти нет ни одной семьи без ушедших на фронт.
Мужчина указывает пальцем на окружающие дома: "Сосед там - его сын воевал. Сейчас он почти инвалид. Ему всего 30 лет! Вены на его ногах толстые, как мои пальцы". Он продолжает рассказывать: "Этот сосед уехал в начале войны, теперь он все время в больнице. Там сосед вернулся с войны. Вот сосед - с ним я раньше воевал на Донбассе. Он снова пошел на войну. Теперь он полностью глухой, и ему нужен слуховой аппарат. Ему пришлось купить его на свои деньги".
Мужчина не хочет называть свое имя. Потому что он говорит по-русски, и в западноукраинской деревне его можно было бы сразу опознать. Он опирается на забор у себя во дворе. Гуси бегут по грязи. Дует холодный ветер.
"У нас почти 120 тысяч обученных бойцов", - продолжает он. "Все полицейские, которые здесь тусуются. Почему их не призывают в армию? Я здесь - и пенсионер. Я добровольно пойду в патрулировать и поддерживать порядок. Проблема была бы решена!"
Спор по поводу нового закона о мобилизации
В течение нескольких месяцев Украина спорила по поводу нового закона о мобилизации. Не хватает солдат для фронта. Подразделения частично уничтожены, а часто и полностью истощены после двух лет службы. В то время как в крупных городах иногда кажется, что идет почти нормальная жизнь, в сельской местности наблюдается совершенно иная картина.
"Трое моих сыновей уже на фронте", - рассказывает одна женщина. "Уже два года, один даже с 2014 года. Всего у меня семеро сыновей, трое на фронте и двое получили уведомление о призыве. Один вчера ушел на сбор". Женщина тоже не хочет называть свое имя. Слишком велико недоверие к СМИ. И слишком велик стыд за то, что она недостаточно патриотична. Вот как это действует. Но то, что она сообщает, не единичный случай.
"Трое сыновей подруги тоже на войне", - говорит другая женщина. "Один сейчас очень тяжело ранен в больнице. Так оно и есть - все трое были на войне ".
"Больше не было мужчин"
Это невозможно доказать независимо, потому что власти не публикуют данные о раненых, убитых или призывниках. Но многие жители Украины уверены: особенно в сельской местности, мужчин отправляют на фронт.
Это отмечает и ливский юрист Евгений Филипец. "Я не могу сказать, с чем это связано", - говорит он. "Дело в том, что по деревням людей призывают в армию. Некоторые рассказывали мне, что к концу лета там уже некому было собирать урожай картофеля. Мужчин больше не было".
Людей забирают на улицах
За два года войны украинское руководство не нашло решения сделать призыв справедливым. Опыт НПО и призывников показывает: те, у кого есть деньги, связи и влияние, с большей вероятностью смогут избежать призыва.
На Украине о многих людях не сообщается. Никто не знает, где они де-факто проживают, и власти часто понятия не имеют, где находятся призывники. Следовательно, людей будут забирать на работе или на улице, объясняет адвокат Филипец.
Повестки в суд составлены заранее без имен. Чиновники встречают людей на улице и вручают уведомление о призыве. Они делают отметку, что через 15-20 минут вы должны быть на посту. Законно ли это? Конечно нет.
Неблагодарная задача
Но в деревнях знают друг друга - и вот именно старосты деревень должны выдавать призывные грамоты. Например, Наталья Стрилец: она что-то вроде мэра небольшого села на Западной Украине - работает в холодном, почти заброшенном здании. На ее столе грудой лежат папки.
"Это неприятная задача", - говорит она. "Вы можете себе представить: сегодня я выдаю приказ о призыве, а через неделю он возвращается в гробу. Такие случаи уже были. Я боюсь идти на похороны. Родители могут обвинить меня".
Многие мужчины прячутся
По мнению Натальи Стрилец, то эту задачу должны были бы взять на себя полиция или армия. Но ее не слушают, говорит она. Также больше нет деревни, которой она должна управлять. Стрилец превратилась из избранной представительницы власти в нежелательного для многих человека.
"Как только они видят, что я выхожу во двор, они запирают дом. Так что я не могу никому отдать приказ о призыве. Есть даже люди, которые уже запирают ворота на засов, так что я даже не вхожу во двор".
Стрилец сообщает, что многие мужчины спрятались. И многие бежали из Украины. Согласно официальным данным, более 600 000 украинцев призывного возраста проживают сейчас в ЕС. Эксперты считают, что у Украины все еще есть достаточный мобилизационный потенциал. Украинскому руководству просто нужно быть готовым к принятию неприятных решений.