«Залп одной моей батареи вызывал такую взрывную волну, что немцы, попав под удар, не будучи убитыми, являлись беспомощными, оглушенными, контуженными. Когда пехота после этого с криком вставала и бежала, немцы не могли сопротивляться - они были оглушенные», — вспоминал о боевой работе установок БМ-13 артиллерист Юрий Новиков. «Катюши» были грозным советским оружием. Они помогали прорвать оборону и наводили ужас на врага. В сегодняшнем материале расскажем, за что красноармейцы ценили эти установки и как они проявили себя в боях.
Выходила на берег «Катюша»
Ракетные системы залпового огня БМ-13 появились в войсках еще в самом начале Великой Отечественной. Главным их достоинством стало то, что в считанные секунды установки могли обрушить на врага настоящий шквал реактивных снарядов, в залпе каждой «Катюши» их было 16. Если работала батарея, то на врага летели уже 128 «эресов». Советское командование стремилось применять подразделения БМ-13 массово. За счет этого компенсировалась невысокая точность отдельной машины. Когда залп одновременно делали десятки «Катюш», от позиций противника не оставалось и живого места.
Подразделения БМ-13 были элитой Красной Армии, еще на этапе формирования все они получали гвардейские звания. В них отбирали наиболее грамотных технических специалистов, способных эффективно управляться с современной техникой. Кроме того, артиллеристы имели строжайший приказ — не допустить захвата «катюш» врагом. Для этого в начале войны на каждую БМ-13 устанавливали тротиловый заряд для самоподрыва. Позже, в связи с массовым производством установок от этой практики отказались.
Немцы устроили на «Катюши» настоящую охоту. Максимальная дальность стрельбы установок составляла восемь километров. Поэтому БМ-13 регулярно заходили в зону поражения немецких орудий. Противник засекал массовое скопление установок и стремился их поразить огнем гаубиц или авианалетами. Незащищенные броней БМ-13 были крайне уязвимы при обстреле. Только слаженная работа расчетов и быстрая смена позиций позволяли успешно действовать на передовой. Вот что вспоминал артиллерист Михаил Хорев:
«Надо сказать, обычно противник засекал нас очень быстро, очень велик был демаскирующий фактор наших машин — один залп, и на километр пыль и грязь, по нам сразу били и авиация, и артиллерия, поэтому, как правило, у нас была одна или две запасные огневые позиции, мы после залпа сразу переезжали на другую позицию».
На протяжении войны «Катюши» регулярно дорабатывались. Так, в 1943 году вышла модификация с индексом «Н» — нормализованная. Ее главным отличием стало обновленное шасси, ракетные направляющие размещали только на американских грузовиках «Студебеккер». Это была надежная машина, с превосходной проходимостью, получившая у солдат прозвище «король фронтовых дорог». Показательно, что за четыре года войны из 3374 автомобильных шасси, использованных для монтажа пусковых установок гвардейских реактивных минометов, «Студебекеры» составили 1845 — 54,7 %.
«Катюши» участвовали в сражениях по всему фронту с 1941 по 1945 годы. Без них не обходилась ни одна артподготовка крупной операции. Залпы БМ-13 помогли прорвать блокаду Ленинграда, одержать победу в Курской битве и взять Берлин. Эти реактивные установки по праву стали настоящим символом Победы.
В экспозиции филиала Музея Победы Г.О.Р.А. представлена оригинальная БМ-13Н 1944 года выпуска. Она участвовала в боях в составе 46-го гвардейского минометного Свирского полка. А в июне 1945 года проехала по брусчатке Красной Площади на Параде Победы. Приходите к нам в гости, чтобы узнать больше об истории Великой Отечественной и увидеть легендарную «Катюшу».
#МузейГОРА #ФондыМузеяПобеды